Поддержка моногородов – это, в основном, частные деньги
- Печать
- 01.06.2010
- Экономика
- 2411 Прочтений
- 0 Комментариев
Экономический кризис: он для нас позади или все еще может повториться? Каким было для района начало нынешнего года? Когда «разморозят» инвестиционные проекты, которые пришлось свернуть из-за финансовых потрясений? Правда ли, что в рамках помощи моногородам Семилуки получат 11 миллиардов? Об этом и не только мы спросили заместителя главы администрации района по экономике Ирину Леонидовну Кокореву.
— Одни эксперты говорят, что кризис миновал. Другие - он «мутирует» и еще покажет себя в новом качестве. Семилукам какая точка зрения ближе?
— Сначала о прогнозах. Специалисты действительно разнятся в оценке кризиса. Одни утверждают, что он системный, и будет волнообразно продолжаться до 2020 года. По мнению других, скоро «придет» вторая волна. Менее сильная, чем первая, поэтому финансовая система и производство ее переживут достаточно спокойно. Звучит и такая точка зрения (в которую хотелось бы верить): трудности позади, впереди - рост экономики.
Если оценивать, как кризис поразил район, да и страну в целом, то, на мой взгляд, его влияние на производство было гораздо слабее, чем в годы перестройки и более чем странных реформ начала девяностых. Вот они страну сильно потрепали. Конечно же, Семилукам досталось больше, чем в среднем по России. Мы однозначно наиболее пострадавший район в Воронежской области. В силу специфики производства. Насколько оно «упало»? В прошлом - самом сложном году - объем отгруженных товаров составил 63 процента к уровню 2008 года. Товарооборот (он характеризует нашу покупательную способность) снизился на 8 процентов, на 7 «упали» бытовые услуги.
— А бюджет?
— Он у нас уже настолько не зависит от основного промышленного производства, что по доходам в прошлом году был рост на 16 процентов. А собственные доходы увеличились на 26,3 процента. Надо сказать, что не только за счет роста налогов. Свою положительную роль сыграло изменение межбюджетных отношений - нам полностью передали транспортный налог, налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения и частично налог на прибыль. Так, доля транспортного в собственных доходах района увеличилась на 10 процентных пунктов, его поступление возросло в 5,9 раза. Заметно выросли доходы от реализации муниципального имущества - в 6,3 раза. В первую очередь за счет льготной приватизации предпринимателями арендуемых помещений по 159 закону. Мы с вами об этом уже не раз рассказывали.
— Оптимизация доходов и расходов, о которых мы тоже рассказывали. Реакция многих читателей такова: власть здесь ни при чем. Нам налоги передали, ставки растут - отсюда и доходов в казне больше. В общем, ваш комментарий.
— Конечно же, изменение межбюджетных отношений, о котором я говорила выше, сыграло определенную роль в увеличении доходной части бюджета. Хотя в районной казне остается только чуть больше 10 копеек из 1 рубля налогов. Во многом стабильность районной казны определяется нами - теми, кто платит или не платит налоги. Вот передали району транспортный налог. Вместе с ним - недоимку. Она на 1 мая 2010 года - 22,9 миллиона рублей! На эти деньги можно, например, сделать реконструкцию городской средней школы №2 или капитально отремонтировать два детских сада. Или теми же дорогами заняться, из-за которых автолюбители ругают власть. Мол, на что наши налоги уходят? Так, судя по размеру недоимки, этих денег и не было! И наша головная боль, как их забрать. Хотя полномочий сбора налогов у районной администрации нет.
Наша главная задача - создавать условия для развития производства. Например, есть программа по поддержке малого и среднего бизнеса. Она разрабатывалась в рамках комплексного инвестиционного плана (он - часть федеральной помощи моногородам), и предусматривает поддержку предпринимательства по нескольким направлениям. Одно из них — 300-тысячные гранты, которые планируем выдать пятидесяти начинающим коммерсантам. Даже если они возьмут по два человека - это уже 100 новых рабочих мест. Плюс налоги в бюджет.
Кроме того, есть программа по снижению напряженности на рынке труда. Она реализуется через центр занятости и рассчитана на безработных, которые бы хотели открыть свое дело. В первую очередь - на молодежь. Ей без опыта, без навыков сложно найти хорошее место. А тут государство предлагает деньги на старт - более 58 тысяч. Плюс трехсоттысячный грант, о котором я выше сказала. Плюс микрофинансирование, гарантии на кредитование по той же программе поддержки малого и среднего бизнеса. Но хочу обратить внимание на то, что в первую очередь будем помогать не розничной торговле, а реальному производству, строительству, сфере обслуживания...
— То есть вы хотите сказать, что задача районной власти не в выбивании долгов, а в создании условий, при которых мы имели бы возможность платить по счетам?
— Абсолютно верно. Конечно, мы занимаемся мобилизацией доходов. Есть соответствующая комиссия. Вызываем недоимщиков, объясняем, что долги копить нехорошо.
— Ирина Леонидовна, вернемся к кризису. Мы как вошли в 2010 год?
— Что касается 1 квартала, то пошел рост экономики. В первую очередь, промышленности. Если брать отгрузку товаров, то она увеличилась в 1,6 раза. Пусть медленно, но уверенно возвращаемся к тому, что было до кризиса. По товарообороту рост в сопоставимых ценах 12 процентов. А бытовые услуги ушли вверх на 30.
— Это тенденция?
— Не хочу ничего загадывать. Как говорится, поживем - увидим. Но пока повода для пессимизма нет.
— И, слава Богу! Слышал, что быстрее всех восстанавливается малое предпринимательство?
— Но оно и пострадало меньше крупных производств. Хотя надо посмотреть, что это за предпринимательство. Например, строительный сектор - это в основном малый и средний бизнес. И его кризис основательно потрепал -строительство жилья у нас практически заморожено. Единственный дом, который на сегодняшний день возводится - по программе переселения из аварийного жилья. И за федеральные деньги.
— Кстати, о строителях. Дольщики беспокоятся по поводу многоэтажки, которую фирма «Огнеупоржилстрой» второй год не строит. Все замерло на уровне четвертого этажа.
— Этим вопросом и администрация озабочена. Насколько я в курсе, сейчас идут переговоры руководства «Огнеупоржилстроя» с компанией, которая готова достроить эту многоэтажку. Ведь дом очень перспективный, находится в центре города. Конечно, без задержек не обойдется, но я уверена - этот объект будет сдан.
— Семилукский огнеупорный завод. Что там сегодня происходит? Нашли инвестора? Верно ли, что есть планы по перепрофилированию производства, ухода от огнеупоров в сторону строительных материалов?
— Ныне, как вы знаете, основные активы предприятия в собственности правительства Воронежской области. Понятно, что положение огнеупорного радужным не назовешь. Однако, продукции в первом квартале нынешнего года произведено в 1,7 раза больше, чем в тот же период 2009-го. Ситуация стабилизировалась - это главное. Завод, как и в прошлом году, участвует в программе дополнительной занятости - примерно 190 человек в ней задействованы.
А областное правительство активно ищет инвестора, следит за всеми изменениями. Думаю, что все будет нормально. Да и металлургия сейчас на подъеме - крупные предприятия заявили о повышении цен на продукцию. Чем очень обеспокоили антимонопольную службу. И порадовали меня. Ведь если цены растут, значит спрос на продукцию есть. Соответственно будет он и на огнеупоры.
Конечно, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, СОЗу нужна серьезная модернизация. Но этим, скорее всего, займется уже новый собственник.
— Ирина Леонидовна, финансовая поддержка области увеличилась или сократилась? Насколько регион выполняет свои бюджетные обязательства?
— На 100 процентов. Все, что прописано для нас в областном бюджете, отдавали и отдают до копейки. На это не повлияли никакие финансовые потрясения.
— А инвестиционные проекты «размораживаться» будут? Когда?
— Предлагаю еще раз вернуться к комплексному инвестиционному плану развития города Семилуки. Напомню, в конце прошлого года мы написали районную программу по стабилизации ситуации и развитию. С ней были включены в список 27 моногородов, которым будет оказана федеральная помощь. И уже после этого московская фирма по заказу правительства разработала для нас комплексный инвестиционный план (КИП). В него вошли не только городские инвестпроекты, но и стрелицкие, латненские, село Семилуки. Мы, конечно, просили больше — хотели охватить весь район. Но в столице сказали, что речь идет о моногородах, а не о районах. Поэтому от некоторых планов пришлось отказаться.
Сейчас продвижением КИПа занимается областное правительство. Недавно прошло очередное согласование в министерстве регионального развития, на котором присутствовал заместитель руководителя регионального департамента экономического развития Олег Владимирович Цуцаев. Не буду сейчас называть конкретные цифры — они пока «плавают». Главное основные направления поддержки определены. Это федеральное финансирование развития малого и среднего бизнеса, дополнительное — капитального ремонта жилья, переселения из аварийного, крупных инфраструктурных объектов. Последних у нас несколько: хотим построить нормальный мост через Девицу, который соединит перспективный в плане развития микрорайон «Южный» с основной частью города, модернизировать систему водоснабжения, электросети. Что утвердят, лето покажет.
К сожалению, в рамках помощи моногородам не будут финансироваться социальные объекты. Логика столицы такова: деньги выделяем только на то, что будет способствовать развитию производства, созданию новых рабочих мест.
...Несмотря на то, что согласование КИПа еще идет, к его реализации мы частично приступили. В коммерческой части. То есть по тем инвестиционным проектам, которые в него включены. На совещании в департаменте экономического развития области были рассмотрены инвестиционные проекты и по каждому определились — одному областная администрация помогает в получении гарантий, другому — более дешевого кредита, третий подает заявку на софинансирование строительства инженерной инфраструктуры.
— Перечислить эти инвестроекты можете?
— Это — «Воронежстекло», «СКСМ», «Славяноград» и другие, включенные в КИП.
Добавлю лишь то, что в нынешнем году ни по одному из проектов строительства не будет. Пока инвесторы займутся разработкой проектно-сметной документации, будут решаться вопросы по кредитованию. Надеюсь, вы понимаете — это не менее сложная и серьезная часть реализации проектов. И по времени, и по затратам.
— Ирина Леонидовна, можно что-то сказать о перспективах жилой застройки в Губаревском поселении? Им все чаще интересуются наши читатели.
— Поскольку этот проект в КИП не вошел, он реализуется самостоятельно.
— Но будет ли там строиться коттеджный поселок?
— Землю инвесторы выкупили. Я думаю, если они решились на столь серьезный шаг, то проект будет доведен до логического завершения. Он очень перспективен — будущая Ново-Гудовка находится в получасе езды от областного центра, природа и ландшафт шикарные. Конечно, строительство растянется во времени, будет поэтапным. Но будет.
— И, наконец, самое главное. Правда, что Семилуки в рамках помощи моногородам получат 11 миллиардов рублей?
— Да, такая цифра в комплексном инвестиционном плане есть. Но поддержка моногородов — это не только федеральные деньги. Большая часть этой суммы — это частные деньги, которые будут привлекаться для реализации инвестиционных проектов. У федерального центра просим 3,5 миллиарда. Сколько дадут? По тем моногородам, по которым уже все утвердили, цифры фигурируют такие — от 500 до 800 миллионов.
Напомню, что программа рассчитана на период до 2012 года. На 2010 просим у минрегионразвития 595 миллионов, областной бюджет — 13 миллионов, свое софинансирование — 3 миллиона.
— Хотя бы примерно можете сказать, на какую сумму рассчитываете?
— Вот когда дадут, тогда и отвечу. Мы, конечно, побольше хотим. Но когда речь идет о будущем района, невольно становишься суеверным. Поэтому давайте не загадывать. Лучше по дереву постучим.
— Ну, а по датам есть определенность? Когда помощь придет?
— Что касается той части инвестиционного плана, которая предусматривает поддержку малого и среднего бизнеса, мы уже направили документы в область. Далее программа попадет в министерство экономического развития. Я недавно была на семинаре, который проводил департамент по развитию малого бизнеса минэкономразвития. И там заверили, что в худшем случае в начале июля деньги на поддержку предпринимательства пойдут.
Что касается дополнительного финансирования капитального ремонта ветхого жилья и переселения из аварийного, то средства пойдут вместе с основной суммой. По остальной части КИПа. Будем ждать, когда вызовут на комиссию первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Ивановича Шувалова. Это конечная точка, в которой все и решается. Например, Тольятти рассматривали на ней где-то в марте, а постановление правительства по этому моногороду только выходит. То есть подготовительный период два-три месяца займет. Соответственно, окончательное решение по Семилукам будет принято во второй половине года.
Подготовил М. ОКОНЬ.
"Семилукская ЖИЗНЬ" №57 2010
— Одни эксперты говорят, что кризис миновал. Другие - он «мутирует» и еще покажет себя в новом качестве. Семилукам какая точка зрения ближе?
— Сначала о прогнозах. Специалисты действительно разнятся в оценке кризиса. Одни утверждают, что он системный, и будет волнообразно продолжаться до 2020 года. По мнению других, скоро «придет» вторая волна. Менее сильная, чем первая, поэтому финансовая система и производство ее переживут достаточно спокойно. Звучит и такая точка зрения (в которую хотелось бы верить): трудности позади, впереди - рост экономики.
Если оценивать, как кризис поразил район, да и страну в целом, то, на мой взгляд, его влияние на производство было гораздо слабее, чем в годы перестройки и более чем странных реформ начала девяностых. Вот они страну сильно потрепали. Конечно же, Семилукам досталось больше, чем в среднем по России. Мы однозначно наиболее пострадавший район в Воронежской области. В силу специфики производства. Насколько оно «упало»? В прошлом - самом сложном году - объем отгруженных товаров составил 63 процента к уровню 2008 года. Товарооборот (он характеризует нашу покупательную способность) снизился на 8 процентов, на 7 «упали» бытовые услуги.
— А бюджет?
— Он у нас уже настолько не зависит от основного промышленного производства, что по доходам в прошлом году был рост на 16 процентов. А собственные доходы увеличились на 26,3 процента. Надо сказать, что не только за счет роста налогов. Свою положительную роль сыграло изменение межбюджетных отношений - нам полностью передали транспортный налог, налог, взимаемый с применением упрощенной системы налогообложения и частично налог на прибыль. Так, доля транспортного в собственных доходах района увеличилась на 10 процентных пунктов, его поступление возросло в 5,9 раза. Заметно выросли доходы от реализации муниципального имущества - в 6,3 раза. В первую очередь за счет льготной приватизации предпринимателями арендуемых помещений по 159 закону. Мы с вами об этом уже не раз рассказывали.
— Оптимизация доходов и расходов, о которых мы тоже рассказывали. Реакция многих читателей такова: власть здесь ни при чем. Нам налоги передали, ставки растут - отсюда и доходов в казне больше. В общем, ваш комментарий.
— Конечно же, изменение межбюджетных отношений, о котором я говорила выше, сыграло определенную роль в увеличении доходной части бюджета. Хотя в районной казне остается только чуть больше 10 копеек из 1 рубля налогов. Во многом стабильность районной казны определяется нами - теми, кто платит или не платит налоги. Вот передали району транспортный налог. Вместе с ним - недоимку. Она на 1 мая 2010 года - 22,9 миллиона рублей! На эти деньги можно, например, сделать реконструкцию городской средней школы №2 или капитально отремонтировать два детских сада. Или теми же дорогами заняться, из-за которых автолюбители ругают власть. Мол, на что наши налоги уходят? Так, судя по размеру недоимки, этих денег и не было! И наша головная боль, как их забрать. Хотя полномочий сбора налогов у районной администрации нет.
Наша главная задача - создавать условия для развития производства. Например, есть программа по поддержке малого и среднего бизнеса. Она разрабатывалась в рамках комплексного инвестиционного плана (он - часть федеральной помощи моногородам), и предусматривает поддержку предпринимательства по нескольким направлениям. Одно из них — 300-тысячные гранты, которые планируем выдать пятидесяти начинающим коммерсантам. Даже если они возьмут по два человека - это уже 100 новых рабочих мест. Плюс налоги в бюджет.
Кроме того, есть программа по снижению напряженности на рынке труда. Она реализуется через центр занятости и рассчитана на безработных, которые бы хотели открыть свое дело. В первую очередь - на молодежь. Ей без опыта, без навыков сложно найти хорошее место. А тут государство предлагает деньги на старт - более 58 тысяч. Плюс трехсоттысячный грант, о котором я выше сказала. Плюс микрофинансирование, гарантии на кредитование по той же программе поддержки малого и среднего бизнеса. Но хочу обратить внимание на то, что в первую очередь будем помогать не розничной торговле, а реальному производству, строительству, сфере обслуживания...
— То есть вы хотите сказать, что задача районной власти не в выбивании долгов, а в создании условий, при которых мы имели бы возможность платить по счетам?
— Абсолютно верно. Конечно, мы занимаемся мобилизацией доходов. Есть соответствующая комиссия. Вызываем недоимщиков, объясняем, что долги копить нехорошо.
— Ирина Леонидовна, вернемся к кризису. Мы как вошли в 2010 год?
— Что касается 1 квартала, то пошел рост экономики. В первую очередь, промышленности. Если брать отгрузку товаров, то она увеличилась в 1,6 раза. Пусть медленно, но уверенно возвращаемся к тому, что было до кризиса. По товарообороту рост в сопоставимых ценах 12 процентов. А бытовые услуги ушли вверх на 30.
— Это тенденция?
— Не хочу ничего загадывать. Как говорится, поживем - увидим. Но пока повода для пессимизма нет.
— И, слава Богу! Слышал, что быстрее всех восстанавливается малое предпринимательство?
— Но оно и пострадало меньше крупных производств. Хотя надо посмотреть, что это за предпринимательство. Например, строительный сектор - это в основном малый и средний бизнес. И его кризис основательно потрепал -строительство жилья у нас практически заморожено. Единственный дом, который на сегодняшний день возводится - по программе переселения из аварийного жилья. И за федеральные деньги.
— Кстати, о строителях. Дольщики беспокоятся по поводу многоэтажки, которую фирма «Огнеупоржилстрой» второй год не строит. Все замерло на уровне четвертого этажа.
— Этим вопросом и администрация озабочена. Насколько я в курсе, сейчас идут переговоры руководства «Огнеупоржилстроя» с компанией, которая готова достроить эту многоэтажку. Ведь дом очень перспективный, находится в центре города. Конечно, без задержек не обойдется, но я уверена - этот объект будет сдан.
— Семилукский огнеупорный завод. Что там сегодня происходит? Нашли инвестора? Верно ли, что есть планы по перепрофилированию производства, ухода от огнеупоров в сторону строительных материалов?
— Ныне, как вы знаете, основные активы предприятия в собственности правительства Воронежской области. Понятно, что положение огнеупорного радужным не назовешь. Однако, продукции в первом квартале нынешнего года произведено в 1,7 раза больше, чем в тот же период 2009-го. Ситуация стабилизировалась - это главное. Завод, как и в прошлом году, участвует в программе дополнительной занятости - примерно 190 человек в ней задействованы.
А областное правительство активно ищет инвестора, следит за всеми изменениями. Думаю, что все будет нормально. Да и металлургия сейчас на подъеме - крупные предприятия заявили о повышении цен на продукцию. Чем очень обеспокоили антимонопольную службу. И порадовали меня. Ведь если цены растут, значит спрос на продукцию есть. Соответственно будет он и на огнеупоры.
Конечно, чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, СОЗу нужна серьезная модернизация. Но этим, скорее всего, займется уже новый собственник.
— Ирина Леонидовна, финансовая поддержка области увеличилась или сократилась? Насколько регион выполняет свои бюджетные обязательства?
— На 100 процентов. Все, что прописано для нас в областном бюджете, отдавали и отдают до копейки. На это не повлияли никакие финансовые потрясения.
— А инвестиционные проекты «размораживаться» будут? Когда?
— Предлагаю еще раз вернуться к комплексному инвестиционному плану развития города Семилуки. Напомню, в конце прошлого года мы написали районную программу по стабилизации ситуации и развитию. С ней были включены в список 27 моногородов, которым будет оказана федеральная помощь. И уже после этого московская фирма по заказу правительства разработала для нас комплексный инвестиционный план (КИП). В него вошли не только городские инвестпроекты, но и стрелицкие, латненские, село Семилуки. Мы, конечно, просили больше — хотели охватить весь район. Но в столице сказали, что речь идет о моногородах, а не о районах. Поэтому от некоторых планов пришлось отказаться.
Сейчас продвижением КИПа занимается областное правительство. Недавно прошло очередное согласование в министерстве регионального развития, на котором присутствовал заместитель руководителя регионального департамента экономического развития Олег Владимирович Цуцаев. Не буду сейчас называть конкретные цифры — они пока «плавают». Главное основные направления поддержки определены. Это федеральное финансирование развития малого и среднего бизнеса, дополнительное — капитального ремонта жилья, переселения из аварийного, крупных инфраструктурных объектов. Последних у нас несколько: хотим построить нормальный мост через Девицу, который соединит перспективный в плане развития микрорайон «Южный» с основной частью города, модернизировать систему водоснабжения, электросети. Что утвердят, лето покажет.
К сожалению, в рамках помощи моногородам не будут финансироваться социальные объекты. Логика столицы такова: деньги выделяем только на то, что будет способствовать развитию производства, созданию новых рабочих мест.
...Несмотря на то, что согласование КИПа еще идет, к его реализации мы частично приступили. В коммерческой части. То есть по тем инвестиционным проектам, которые в него включены. На совещании в департаменте экономического развития области были рассмотрены инвестиционные проекты и по каждому определились — одному областная администрация помогает в получении гарантий, другому — более дешевого кредита, третий подает заявку на софинансирование строительства инженерной инфраструктуры.
— Перечислить эти инвестроекты можете?
— Это — «Воронежстекло», «СКСМ», «Славяноград» и другие, включенные в КИП.
Добавлю лишь то, что в нынешнем году ни по одному из проектов строительства не будет. Пока инвесторы займутся разработкой проектно-сметной документации, будут решаться вопросы по кредитованию. Надеюсь, вы понимаете — это не менее сложная и серьезная часть реализации проектов. И по времени, и по затратам.
— Ирина Леонидовна, можно что-то сказать о перспективах жилой застройки в Губаревском поселении? Им все чаще интересуются наши читатели.
— Поскольку этот проект в КИП не вошел, он реализуется самостоятельно.
— Но будет ли там строиться коттеджный поселок?
— Землю инвесторы выкупили. Я думаю, если они решились на столь серьезный шаг, то проект будет доведен до логического завершения. Он очень перспективен — будущая Ново-Гудовка находится в получасе езды от областного центра, природа и ландшафт шикарные. Конечно, строительство растянется во времени, будет поэтапным. Но будет.
— И, наконец, самое главное. Правда, что Семилуки в рамках помощи моногородам получат 11 миллиардов рублей?
— Да, такая цифра в комплексном инвестиционном плане есть. Но поддержка моногородов — это не только федеральные деньги. Большая часть этой суммы — это частные деньги, которые будут привлекаться для реализации инвестиционных проектов. У федерального центра просим 3,5 миллиарда. Сколько дадут? По тем моногородам, по которым уже все утвердили, цифры фигурируют такие — от 500 до 800 миллионов.
Напомню, что программа рассчитана на период до 2012 года. На 2010 просим у минрегионразвития 595 миллионов, областной бюджет — 13 миллионов, свое софинансирование — 3 миллиона.
— Хотя бы примерно можете сказать, на какую сумму рассчитываете?
— Вот когда дадут, тогда и отвечу. Мы, конечно, побольше хотим. Но когда речь идет о будущем района, невольно становишься суеверным. Поэтому давайте не загадывать. Лучше по дереву постучим.
— Ну, а по датам есть определенность? Когда помощь придет?
— Что касается той части инвестиционного плана, которая предусматривает поддержку малого и среднего бизнеса, мы уже направили документы в область. Далее программа попадет в министерство экономического развития. Я недавно была на семинаре, который проводил департамент по развитию малого бизнеса минэкономразвития. И там заверили, что в худшем случае в начале июля деньги на поддержку предпринимательства пойдут.
Что касается дополнительного финансирования капитального ремонта ветхого жилья и переселения из аварийного, то средства пойдут вместе с основной суммой. По остальной части КИПа. Будем ждать, когда вызовут на комиссию первого заместителя председателя правительства РФ Игоря Ивановича Шувалова. Это конечная точка, в которой все и решается. Например, Тольятти рассматривали на ней где-то в марте, а постановление правительства по этому моногороду только выходит. То есть подготовительный период два-три месяца займет. Соответственно, окончательное решение по Семилукам будет принято во второй половине года.
Подготовил М. ОКОНЬ.
"Семилукская ЖИЗНЬ" №57 2010
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.