Огненный таран. Михаил Ююкин
- Печать
- 12.08.2011
- Земляки
- 4063 Прочтений
- 0 Комментариев
Далеко не все знают про нашего земляка, уроженца села Гнилуша, военного летчика Михаила Анисимовича Ююкина. А ведь именно он совершил первый в истории авиации таран наземной цели. Случилось это 5 августа 1939 года в разгар советско-японского конфликта на Халхин-Голе.
В родном селе Михаила Ююкина чтут и помнят. Установлен бюст героя, его именем названа одна из улиц. 10 августа исполнилось ровно 100 лет со дня рождения Михаила Ююкина. По этому торжественному случаю на родине героя, в центре села Гнилуша, около памятника летчику, состоялся торжественный митинг. Пришли на него и старожилы села, которые помнят героя-летчика при жизни - в тридцатые годы прошлого века. Будто не прошло с тех пор 75 лет...
Митинг открыл глава Нижневедугского поселения Александр Иваньшин. Он облагодарил жителей села, учителей и школьников - за то, что собирают и бережно хранят память о герое. Немало земляков прославили наш край. Но таких, как Михаил Ююкин - немного...
ЛЕГЕНДЫ и ФАКТЫ
Однополчанином Михаила Ююкина во время боёв на Халхин-Голе был лётчик Николай Гастелло, совершивший знаменитый <<огненный таран>> 26 июня 1941 года. До сих пор весьма распространено устойчивое заблуждение, что спасшимся штурманом в экипаже М. Ююкина был именно Николай Гастелло. На самом деле это был штурман Александр Морковкин. Также существует расхожее мнение, что Ююкин направил падающий самолёт на вражеский дзот. Это художественный вымысел. Ююкин направил горящий бомбардировщик в скопление вражеских войск. Свидетельств, куда конкретно упал самолёт Ююкина, нет.
КАК ЭТО БЫЛО
5 августа 1939 года М.А. Ююкин на бомбардировщике СБ в составе группы самолётов 150-го бомбардировочного авиаполка проводил бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан. Уже после окончания бомбометания левый двигатель его самолёта был поражен огнём зенитной артиллерии. Ююкин попытался скольжением вправо сбить пламя. Поняв, что самолёт теряет высоту и до линии фронта (около 25 км) не долетит, он приказал экипажу - стрелку-радисту П. Разбойникову и штурману А. Морковкину - покинуть корабль и направил горящий бомбардировщик в скопление японских войск. Александр Морковкин успел прыгнуть с парашютом и, счастливо избежав пленения, через сутки вернулся в расположение части. Михаил Ююкин и Пётр Разбойников погибли.
В августе 1939 года Указом Президиума ВС СССР за героизм батальонный комиссар Михаил Ююкин был посмертно награждён орденом Ленина.
"Семилукский Вестник" №32 (39) 2011
В родном селе Михаила Ююкина чтут и помнят. Установлен бюст героя, его именем названа одна из улиц. 10 августа исполнилось ровно 100 лет со дня рождения Михаила Ююкина. По этому торжественному случаю на родине героя, в центре села Гнилуша, около памятника летчику, состоялся торжественный митинг. Пришли на него и старожилы села, которые помнят героя-летчика при жизни - в тридцатые годы прошлого века. Будто не прошло с тех пор 75 лет...
Митинг открыл глава Нижневедугского поселения Александр Иваньшин. Он облагодарил жителей села, учителей и школьников - за то, что собирают и бережно хранят память о герое. Немало земляков прославили наш край. Но таких, как Михаил Ююкин - немного...
ЛЕГЕНДЫ и ФАКТЫ
Однополчанином Михаила Ююкина во время боёв на Халхин-Голе был лётчик Николай Гастелло, совершивший знаменитый <<огненный таран>> 26 июня 1941 года. До сих пор весьма распространено устойчивое заблуждение, что спасшимся штурманом в экипаже М. Ююкина был именно Николай Гастелло. На самом деле это был штурман Александр Морковкин. Также существует расхожее мнение, что Ююкин направил падающий самолёт на вражеский дзот. Это художественный вымысел. Ююкин направил горящий бомбардировщик в скопление вражеских войск. Свидетельств, куда конкретно упал самолёт Ююкина, нет.
КАК ЭТО БЫЛО
5 августа 1939 года М.А. Ююкин на бомбардировщике СБ в составе группы самолётов 150-го бомбардировочного авиаполка проводил бомбардировку тыловых позиций японской армии в районе города Халун-Аршан. Уже после окончания бомбометания левый двигатель его самолёта был поражен огнём зенитной артиллерии. Ююкин попытался скольжением вправо сбить пламя. Поняв, что самолёт теряет высоту и до линии фронта (около 25 км) не долетит, он приказал экипажу - стрелку-радисту П. Разбойникову и штурману А. Морковкину - покинуть корабль и направил горящий бомбардировщик в скопление японских войск. Александр Морковкин успел прыгнуть с парашютом и, счастливо избежав пленения, через сутки вернулся в расположение части. Михаил Ююкин и Пётр Разбойников погибли.
В августе 1939 года Указом Президиума ВС СССР за героизм батальонный комиссар Михаил Ююкин был посмертно награждён орденом Ленина.
"Семилукский Вестник" №32 (39) 2011
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.