Ахиллесова «пятерка»
- Печать
- 08.03.2013
- ЖКХ
- 2144 Прочтений
- 0 Комментариев
5%-е взносы на капитальный ремонт вновь оказались «камнем преткновения» для семилукцев
Сразу пять жилых домов попали в прошлом году в федеральную программу капитального ремонта старого жилищного фонда. В целом можно считать это событие достижением власти: с капремонтом – всяко лучше, чем совсем без него. Ибо всего несколько лет назад жители Семилук могли только мечтать о ремонтных работах в старых многоэтажках.Увы, не успели подрядчики отрапортовать о благополучном завершении работ, как «в полный рост» встала древняя, как мир, проблема – оплата жильцами 5 % стоимости капремонта.
Об этой проблеме мы уже писали (см. «Дайте пять!» в № 22 от 1 июня 2012 г.). Напомним суть: правительство придумало 5%-е софинансирование со стороны владельцев квартир, чтобы жители более ответственно подходили к приемке капремонта, – когда надо будет выложить «из кармана» несколько тысяч «кровных» рублей, квартирохозяева должны следить за качеством работ более тщательно, чем когда за ремонт платит «дядя».
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги!» Еще Пушкин сказал – «мы ленивы и нелюбопытны». Большинство жителей не проявило к приемке работ никакого интереса. Результат: только сейчас, когда все акты уже подписаны, а деньги уплачены, встал вопрос о том, что ремонт выполнен с недоделками. Например, в доме N38 по улице Курской.
К счастью, для недовольных жильцов не все еще потеряно. У них есть время направить подрядчику заявление с требованием снизить стоимость работ – по причине допущенных недоделок. Сославшись при этом на статью 29 закона о защите прав потребителей: «при обнаружении недостатков выполненной работы потребитель вправе потребовать соответствующего уменьшения стоимости работ». А для особо упертых уточнить, что капитальный ремонт является «работой, заказанной для домашних нужд и не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности», – поэтому закон о защите прав потребителей распространяется на капремонт в полной мере, а его заказчиком являются именно жители дома.
Единственный минус – под заявлением надо собрать подписи не менее половины владельцев квартир, поскольку ремонтировалось «общее имущество» – совместная собственность жителей дома. Кроме того, подрядчик может заявить, что ремонт выполнен качественно, – и отказать жильцам в уменьшении его стоимости. Тогда вопрос придется передавать в суд, назначать экспертизу, а это – время и деньги.
Другой путь – отказаться платить 5 % со ссылкой на статью 16 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда». Она гласит, что в случае приватизации гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, за государством сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома.
Но добиться положительного решения в судебном порядке будет не так-то просто. Дело в том, что 5%-е финансирование со стороны жильцов предусмотрено Законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ». В свою очередь, сам этот закон считается выполнением обязательств той самой 16-й статьи закона о приватизации: вот, государство реализует свои обязательства по капремонту ветхих зданий, оплачивает 95 % стоимости работ. Мало? Но в статье 16 ведь не сказано «обязан производить капитальный ремонт дома полностью за свой счет». Сказано – обязан производить. А про 100 % не сказано.
Далее, в 16-й статье идет речь о приватизации помещений в домах, требующих капремонта. А что значит – «требующих»? Существуют ли вообще какие-то сроки, по истечении которых дом считается требующим капремонта? Теоретически – существуют. До сих пор действуют принятые еще в 1988 году строительные нормы ВСН 58-88 (р). Беда в том, что периодичность проведения ремонта в данных нормах носит рекомендательный характер. Так и записано: «Сроки проведения ремонта зданий должны определяться на основе оценки их технического состояния». Т.е. главное для принятия решения о капремонте – оценка состояния. А уж специалисты, делающие эту оценку, могут учитывать (или не учитывать) «приложение 2» к ВСН 58-88 (всего лишь «рекомендуемое»!), согласно которому текущий ремонт многоэтажек при нормальных условиях должен проводиться раз в 3-5 лет, а капитальный ремонт – раз в 15-20.
Что же получается? Если пришла комиссия и признала ваш дом требующим капремонта, а уж потом вы оформили договор приватизации вашей квартиры – вам повезло, государство теперь обязано произвести капитальный ремонт вашего дома, так как вы получили жилье, «требующее капитального ремонта». Если же вы сначала приватизировали квартиру (например, в 1999 году), а комиссия признала ваш дом требующим ремонта позже (в 2004 году) – вы получили обычное жилье и государство вам ничем не обязано! Даже если ваш дом построен в 1947 году и никогда не ремонтировался, в 1999 году он не будет автоматически считаться «требующим капремонта»: сроки-то ремонтных работ в ВСН – «рекомендуемые»!
В принципе, если у суда проснется совесть, вы сможете доказать, что дом, где ремонтных работ не было три рекомендуемых срока (60 лет), безусловно является «требующим капитального ремонта». Но, вообще говоря, это ниоткуда не следует. Без акта оценки состояния вашей многоэтажки «рекомендуемые сроки» доказательством, увы, не являются...
Кстати, по принятому 7 лет назад Жилищному кодексу жильцы теперь могут самостоятельно (на общем собрании) решать, когда производить капремонт своего дома. Только деньги на такой ремонт они потребовать от государства не могут. Конечно, можно попросить отремонтировать дом свою управляющую компанию, но жители многоэтажки обязаны учитывать предложения «управляющих» «о порядке финансирования капремонта». А коммунальщики всегда могут сказать, что финансировать капремонт должны сами жильцы (или взять кредит, а потом заставить его выплачивать)...
Другой вопрос – нельзя ли частично профинансировать капитальный ремонт дома за счет тех средств, которые жильцы платили управляющей компании по тарифу «на ремонт и содержание жилья». Жилищный кодекс (в старой редакции статьи 154) гласил, что в эту плату должны входить отчисления на капитальный ремонт дома (в новой редакции с 2014 года эти отчисления должны идти отдельной строкой в платежке). Однако авторы Закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ» почему-то «забыли», что в распоряжении управляющих компаний уже должны иметься какие-то средства, перечисленные жильцами на капремонт дома. Более того, вопреки требованиям Жилищного кодекса, в расшифровке тарифа УРЭПа по содержанию общего имущества жильцов дома пункт «отчисления на капремонт» вообще отсутствовал! Получается, что денег за капремонт коммунальщики не собирали – благо за нарушение 154 статьи Жилищного кодекса никакого наказания не предусмотрено. Можно даже свалить все на жильцов – не приняли своевременно решение о включении отчислений на капремонт в состав платы за ремонт и содержание жилья...
В общем, судиться или нет в связи с оплатой 5%-го софинансирования ремонта – каждый решает сам. В свою очередь, редакция готова помочь жителям разобраться в этом непростом вопросе. Звоните (473) 258-61-50.
"Семилукский Вестник" № 10 (121) 8 - 14.03.2013
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.