От машинистов до раскулаченных. История Железнодорожной улицы
- Печать
- 27.01.2012
- Улица моя
- 1828 Прочтений
- 0 Комментариев
ведет свою историю Железнодорожная улица
На Железнодорожной улице живет мой давний приятель Дмтрий Свириденко, много лет проработавший в отделе материально-технического снабжения огнеупорного завода. Как-то встретились. Он и говорит: «Вы часто пишете об улицах города. А почему не рассказать о нашей?»
И в самом деле – почему бы не рассказать?
...Раньше там, где теперь стоят 32-й и 34-й дома, проходила узкоколейка. По Дону баржами доставляли зерно, потом перегружали в вагоны и по узкоколейке отправляли на Латненский элеватор.
– Если немного копнуть грунт, то упрешься в бетон, там находилась площадка для разгрузки зерна, – говорит Дмитрий Николаевич. – Землю под строительство давали только железнодорожникам. Мой дед Сергей Иванович работал путевым обходчиком, а отец – телеграфистом. Вот нам и выделили земельный участок под постройку.
В то время в основном на улице жили железнодорожники – те, кто обслуживал узкоколейку: машинисты тепловозов, путейцы и работники других профессий железнодорожного транспорта. Дружили семьями. Дмитрий Николаевич на улице знает многих ветеранов: Грибановых, Морозовых, Бурчаковых, Щеголевых.
Но потом времена изменились. В многоэтажках на Железнодорожной предоставляли квартиры и огнеупорщикам, и работникам комбината строительных материалов, и представителям бюджетных организаций.
Однако деревянный домик семьи Свириденко стоит до сих пор. В нем живет мать Дмитрия Николаевича – Елена Дмитриевна, которой в феврале исполнится 101 год. Многое на своем веку испытала. Самыми трудными, конечно, были годы оккупации. Фашисты отобрали у семьи дом, чтобы разобрать сруб для возведения блиндажей. А деда, который противился, сильно избили. Оставшийся фундамент был частично разрушен артиллерией. Остались без крова, жили в землянке.
Только когда немцев изгнали из поселка, Свириденко смог поехать в село Первомайское, и вместе с другими мужиками они начали разбирать блиндажи. Слава богу, бревна от домов сохранились. Их привезли обратно, потихоньку восстановили дом.
– Знаете, мой дед встречался с Семеном Михайловичем Буденным, – говорит Дмитрий Николаевич. – Показывал ему брод через Дон. Тот даже пожал руку за помощь. Гордился дед этим всю жизнь!
На нечетной стороне Железнодорожной улицы жили раскулаченные, которых выслали на поселение. Ютились в землянках. Лишь многие годы спустя им разрешили строить дома. Сначала – небольшие, а во времена хрущевской оттепели появились уже кирпичные. Владельцем одного из них был Илья Борисович Трепалин. Очень работящий человек. Приусадебный участок – один из самых ухоженных на Железнодорожной. Первым стал выращивать абрикосы, современные сорта яблонь и вишен. В те годы это была большая редкость.
Сам Дмитрий Свириденко тоже не отстает от соседей – занимается цветами. Выращивает их почти круглый год. А еще снимает фильмы. Последний был показан в районном Дворце культуры, на День металлурга. Творчество Дмитрия Николаевича понравилось огнеупорщикам. Поэтому свое хобби Дмитрий оставлять на намерен – будет снимать и дальше...
Александр СЕДОВ
"Семилукский Вестник" №4 (63) 2012
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.