Семилукские скифы любили дырочки в черепе
- Печать
- 04.11.2011
- Коснусь истории
- 2969 Прочтений
- 0 Комментариев
Удивительно, но факт: самое малоисследованное, как правило, оказывается всегда под рукой. В непосредственной близости. В обозримом пространстве. Сегодняшние школьники о Египте и Древней Греции знают несопоставимо больше, чем о том, кто и как проживал на территории Воронежской области, Семилукского района. Вот, например, о том, что на том самом месте, на котором сегодня стоит город Семилуки, в IV веке до нашей эры жили скифы. Самые настоящие!
Скифов ученые раньше знали только по курганам. В курганах были погребены, как правило, древние воины с остатками упряжи, вооружением, золотом – у самых богатых и знатных. На территории раскопанного в Семилуках древнего русского городища (мы о нем писали в одном из предыдущих номеров), археологи обнаружили около сотни (!) скифских погребений.
– Мы не сразу поняли, что именно попало к нам в руки, – рассказывает кандидат исторических наук, археолог Александр Саврасов. – Погребенные тела были обнаружены без курганов и находились в скорченном положении, то есть совершенно в других позах, о которых ничего не было известно ранее. Это было просто непонятно – совсем не тот обряд захоронения, который был известен до этого. Есть там и коллективные захоронения, и захоронения отдельных костей, есть и детские захоронения, одно из которых вообще повергло нас в шок: в небольшом кувшине были найдены останки грудного ребенка. Такой обряд был известен у скифов Причерноморья.
Но ученые все же догадались, что эти захоронения – скифские. Неординарными они были и по другому признаку – следам трепанации черепов. В них были прорублены аккуратные дырочки! Современные антропологи, например нынешний заведующий кафедрой археологии ВГУ Александр Медведев, считают, что древние скифы пережили мор от каких-то болезней и голод. Но антропологи утверждают, что трепанация черепа – это показатель не только голода и людоедства, но и различных древних магических обрядов. То есть скифы сами уродовали себе черепушку.
Сросшиеся позвонки и сильно выраженная сутулость у довольно молодой женщины – 20 с небольшим лет – тоже неожиданная находка для археологов. Ученые сделали вывод, что ее кости изношены от очень раннего непосильного труда. Кроме того, черепа погребенных похожи на монголоидов, хотя скифы больше связываются с иранцами. В связи с этим возникла такая гипотеза: воинская кочевая верхушка (ее представители как раз и погребены в курганах) подчинила местное население – так же, как это было в Золотой орде.
Но не только скифами может похвастаться Семилукское городище. Находят там и керамику раннего периода – так называемой катакомбной культуры, существование которой относится к началу второго тысячелетия до нашей эры.
Очень многие находки были обнаружены во время раскопок 2000 года. Раскопана одна наземная постройка – с очагом, местом изготовления орудий труда и местом, где работал древний мастер. Но и сейчас, по мнению археолога Александра Саврасова, городище не раскопано до конца, а значит, есть поле деятельности для археологов грядущих поколений.
Сегодня об этом молчат, но в советское время здесь, на Семилукском городище, собирались выстроить музейный комплекс. Местные власти на это в конце 80-х годов прошлого века дали «добро», но... наступила эра реформ, и этим мечтам не суждено было сбыться. По крайней мере, в то время. Но одно бесспорно: Семилуское городище – это памятник истории, которым город может по праву гордиться. Худо-бедно, а сохранена и приумножена память страны.
"Семилукский Вестник" №44 (51) 2011
Скифов ученые раньше знали только по курганам. В курганах были погребены, как правило, древние воины с остатками упряжи, вооружением, золотом – у самых богатых и знатных. На территории раскопанного в Семилуках древнего русского городища (мы о нем писали в одном из предыдущих номеров), археологи обнаружили около сотни (!) скифских погребений.
– Мы не сразу поняли, что именно попало к нам в руки, – рассказывает кандидат исторических наук, археолог Александр Саврасов. – Погребенные тела были обнаружены без курганов и находились в скорченном положении, то есть совершенно в других позах, о которых ничего не было известно ранее. Это было просто непонятно – совсем не тот обряд захоронения, который был известен до этого. Есть там и коллективные захоронения, и захоронения отдельных костей, есть и детские захоронения, одно из которых вообще повергло нас в шок: в небольшом кувшине были найдены останки грудного ребенка. Такой обряд был известен у скифов Причерноморья.
Но ученые все же догадались, что эти захоронения – скифские. Неординарными они были и по другому признаку – следам трепанации черепов. В них были прорублены аккуратные дырочки! Современные антропологи, например нынешний заведующий кафедрой археологии ВГУ Александр Медведев, считают, что древние скифы пережили мор от каких-то болезней и голод. Но антропологи утверждают, что трепанация черепа – это показатель не только голода и людоедства, но и различных древних магических обрядов. То есть скифы сами уродовали себе черепушку.
Сросшиеся позвонки и сильно выраженная сутулость у довольно молодой женщины – 20 с небольшим лет – тоже неожиданная находка для археологов. Ученые сделали вывод, что ее кости изношены от очень раннего непосильного труда. Кроме того, черепа погребенных похожи на монголоидов, хотя скифы больше связываются с иранцами. В связи с этим возникла такая гипотеза: воинская кочевая верхушка (ее представители как раз и погребены в курганах) подчинила местное население – так же, как это было в Золотой орде.
Но не только скифами может похвастаться Семилукское городище. Находят там и керамику раннего периода – так называемой катакомбной культуры, существование которой относится к началу второго тысячелетия до нашей эры.
Очень многие находки были обнаружены во время раскопок 2000 года. Раскопана одна наземная постройка – с очагом, местом изготовления орудий труда и местом, где работал древний мастер. Но и сейчас, по мнению археолога Александра Саврасова, городище не раскопано до конца, а значит, есть поле деятельности для археологов грядущих поколений.
Сегодня об этом молчат, но в советское время здесь, на Семилукском городище, собирались выстроить музейный комплекс. Местные власти на это в конце 80-х годов прошлого века дали «добро», но... наступила эра реформ, и этим мечтам не суждено было сбыться. По крайней мере, в то время. Но одно бесспорно: Семилуское городище – это памятник истории, которым город может по праву гордиться. Худо-бедно, а сохранена и приумножена память страны.
"Семилукский Вестник" №44 (51) 2011
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.