Пикник на костях
- Печать
- 30.09.2011
- Коснусь истории
- 4025 Прочтений
- 0 Комментариев
В Семилуках рядом с храмом недавно на деньги спонсоров был поставлен информационный щит, рассказывающий о памятнике истории и культуры федерального значения, получившем у археологов название «Семилукское городище». Это не новость. Новостью, и, к сожалению, печальной, стало другое – нынешнее состояние этого уникального памятника. Можно сказать, что оно в какой-то мере отражает сегодняшний уровень культуры и жителей города, и страны в целом.
Предыстория открытия
А человеком, который познакомил «СВ» с памятником и ситуацией вокруг него, оказался Александр Саврасов, историк, археолог, кандидат исторических наук, методист Воронежского город ского центра патриотического воспитания, в недалеком прошлом – доцент кафедры археологии исторического факультета ВГУ, проработавший в университете с 1978 по 2010 годы.
…О том, что здесь находится какой-то древний памятник истории и культуры, Александр Сергеевич узнал еще в детском возрасте. Рядом с этим городищем он живет с самого рождения. Соседний овраг – рукой подать… Учился в Семилукской средней школе № 2, ученики которой, в том числе и он, принимали участие в посадке деревьев на месте городища. Они и сейчас там растут. К сожалению, тогдашний директор школы не обратил внимания на то, что дети сажали деревья на площадке древнего памятника, культурный слой которого составляет 20–30 сантиметров. Хотя во время посадки школьники выкапывали самые различные находки – к примеру керамику. Большинство находок составляла древняя глиняная посуда.
Прошло много лет. Как-то на рыбалке Александр Сергеевич встретился со своим знакомым, Виктором, с которым учился в одной школе. Он тогда был студентом 4-го курса истфака ВГУ, специализировался на кафедре археологии, поездил по экспедициям. Он напомнил Александру, как школьниками они сажали деревья на месте древнего славянского городища. Это и определило выбор профессии для Александра Саврасова.
Горн для обжига эпохи
– Это городище, в общем-то, историкам было известно с давних пор, – рассказывает он, – но первоначальные результаты исследования этого раскопа не сохранились. Большинство материалов из фондов краеведческого музея после эвакуации в годы Великой Отечественной войны бесследно исчезло, а с ними и результаты этих раскопок. Поэтому археологи долгое время представляли его исключительно славянским памятником и не считали нужным исследовать: раскопанных и хорошо изученных славянских памятников на территории области хватало и без него.
Но однажды Александр Саврасов показал древнюю посуду из керамики сотрудникам краеведческого музея, а потом заведующему кафедрой ВГУ Анатолию Пряхину. Ученые заинтересовались городищем. Была организована очередная научная экспедиция. Было это в 1984-м. В овраге быстро обнаружили дневний горн, сохранившийся почти полностью. С него осыпалась бракованная керамика, как бы ручьями стекая по дорожке. Сам горн выглядел так: в глине, в обнажении культурного слоя, в вырытой яме были видны обожженные места.
Но самое главное открытие археологов заключалось в том, что этот памятник истории оказался не только славянским, но и древним скифским городищем. Многие изделия относились к скифскому времени – IV век до н.э., а другие были славянскими, домонгольского периода – XII–XIII веков.
Семилуки – родина Воронежа?
Значимость этого открытия трудно переоценить. Первое упоминание о Воронеже в древних летописях относится к 1177 году. Однако на территории самого Воронежа – современного города – в результате масштабных археологических исследований, особенно в период строительства Воронежского водохранилища, каких-то рвов и других укреплений XII века археологи не обнаружили. Поэтому многие историки, в том числе и Александр Саврасов, пришли к выводу, что на месте современного Воронежа его предка – древнего городища – не было. А Семилукское из всех известных древнерусских городищ к Воронежу ближе всего! Иначе говоря, именно на территории Семилук скорее всего располагался древний летописный Воронеж.
Бескультурный слой
Но все это – в прошлом. А сегодняшний день приносит все больше огорчений. И вот ужас: на городище стали появляться автомобили отдыхающих горожан. Спасибо церкви – священнослужители поставили на въезде в городище шлагбаум, но любители отдохнуть на природе под шашлычок и балычок этот шлагбаум убрали, и теперь автомобили тут стали появляться беспрепятственно.
Жлобы прорвали оборону! А ведь там, в городище, еще остался дневний культурный слой, но он уже очень тонкий – любая колея разрушает его напрочь. Между тем на мысу – на самом городище – отдыхающие ухитряются даже ставить палатки, оставляя после себя горы мусора. Да ладно мусор – люди копают ямки для шашлыков, разрушая древний памятник напрочь!
Не так давно в районе городища даже стоял павильон, где торговали пивом.
Свалка на месте древнего русского городища, памятника истории и культуры федерального значения! Но чиновники из комитета по охране памятников истории и культуры словно не замечают растущего варварства.
Когда-то, лет 20 назад, работающих на раскопках ученых и студентов принимали местные власти, археологи жили в школах, обедали за государственный счет. Даже принимали экскурсии по 70-80 человек – такой был интерес у жителей к раскопкам. Куда все это исчезло?
Что открыли археологи?
Одна из самых интересных находок археологов – погребение у входа в городище. Хоронили вроде по христианскому обряду, но на шее у покойника были бусины из шифера – природного камня. Это была большая редкость: в раннехристианскую эпоху христиан хоронили без обрядовых украшений. То есть бусы – это явные остатки язычества. А на нитке бус – христианский крестик каменный, из белого шифера. Уникальная находка!
– Городищем назывался детинец – крепость, – поясняет историк, – а примыкающая к нему часть – посад. Обычно посад – торговый или ремесленный. В детинце жить все люди не могли. Но в случае опасности могли забежать туда и обороняться. Так вот, селище как раз и было связано с городищем, даже постройки одинаковые! И мастер один и тот же.
Так что же мы теряем сегодня вместе с этим городищем? Память и культуру. Превращаясь в дикарей…
Павел МАНЖОС
"Семилукский Вестник" №39 (46) 2011
Предыстория открытия
А человеком, который познакомил «СВ» с памятником и ситуацией вокруг него, оказался Александр Саврасов, историк, археолог, кандидат исторических наук, методист Воронежского город ского центра патриотического воспитания, в недалеком прошлом – доцент кафедры археологии исторического факультета ВГУ, проработавший в университете с 1978 по 2010 годы.
…О том, что здесь находится какой-то древний памятник истории и культуры, Александр Сергеевич узнал еще в детском возрасте. Рядом с этим городищем он живет с самого рождения. Соседний овраг – рукой подать… Учился в Семилукской средней школе № 2, ученики которой, в том числе и он, принимали участие в посадке деревьев на месте городища. Они и сейчас там растут. К сожалению, тогдашний директор школы не обратил внимания на то, что дети сажали деревья на площадке древнего памятника, культурный слой которого составляет 20–30 сантиметров. Хотя во время посадки школьники выкапывали самые различные находки – к примеру керамику. Большинство находок составляла древняя глиняная посуда.
Прошло много лет. Как-то на рыбалке Александр Сергеевич встретился со своим знакомым, Виктором, с которым учился в одной школе. Он тогда был студентом 4-го курса истфака ВГУ, специализировался на кафедре археологии, поездил по экспедициям. Он напомнил Александру, как школьниками они сажали деревья на месте древнего славянского городища. Это и определило выбор профессии для Александра Саврасова.
Горн для обжига эпохи
– Это городище, в общем-то, историкам было известно с давних пор, – рассказывает он, – но первоначальные результаты исследования этого раскопа не сохранились. Большинство материалов из фондов краеведческого музея после эвакуации в годы Великой Отечественной войны бесследно исчезло, а с ними и результаты этих раскопок. Поэтому археологи долгое время представляли его исключительно славянским памятником и не считали нужным исследовать: раскопанных и хорошо изученных славянских памятников на территории области хватало и без него.
Но однажды Александр Саврасов показал древнюю посуду из керамики сотрудникам краеведческого музея, а потом заведующему кафедрой ВГУ Анатолию Пряхину. Ученые заинтересовались городищем. Была организована очередная научная экспедиция. Было это в 1984-м. В овраге быстро обнаружили дневний горн, сохранившийся почти полностью. С него осыпалась бракованная керамика, как бы ручьями стекая по дорожке. Сам горн выглядел так: в глине, в обнажении культурного слоя, в вырытой яме были видны обожженные места.
Но самое главное открытие археологов заключалось в том, что этот памятник истории оказался не только славянским, но и древним скифским городищем. Многие изделия относились к скифскому времени – IV век до н.э., а другие были славянскими, домонгольского периода – XII–XIII веков.
Семилуки – родина Воронежа?
Значимость этого открытия трудно переоценить. Первое упоминание о Воронеже в древних летописях относится к 1177 году. Однако на территории самого Воронежа – современного города – в результате масштабных археологических исследований, особенно в период строительства Воронежского водохранилища, каких-то рвов и других укреплений XII века археологи не обнаружили. Поэтому многие историки, в том числе и Александр Саврасов, пришли к выводу, что на месте современного Воронежа его предка – древнего городища – не было. А Семилукское из всех известных древнерусских городищ к Воронежу ближе всего! Иначе говоря, именно на территории Семилук скорее всего располагался древний летописный Воронеж.
Бескультурный слой
Но все это – в прошлом. А сегодняшний день приносит все больше огорчений. И вот ужас: на городище стали появляться автомобили отдыхающих горожан. Спасибо церкви – священнослужители поставили на въезде в городище шлагбаум, но любители отдохнуть на природе под шашлычок и балычок этот шлагбаум убрали, и теперь автомобили тут стали появляться беспрепятственно.
Жлобы прорвали оборону! А ведь там, в городище, еще остался дневний культурный слой, но он уже очень тонкий – любая колея разрушает его напрочь. Между тем на мысу – на самом городище – отдыхающие ухитряются даже ставить палатки, оставляя после себя горы мусора. Да ладно мусор – люди копают ямки для шашлыков, разрушая древний памятник напрочь!
Не так давно в районе городища даже стоял павильон, где торговали пивом.
Свалка на месте древнего русского городища, памятника истории и культуры федерального значения! Но чиновники из комитета по охране памятников истории и культуры словно не замечают растущего варварства.
Когда-то, лет 20 назад, работающих на раскопках ученых и студентов принимали местные власти, археологи жили в школах, обедали за государственный счет. Даже принимали экскурсии по 70-80 человек – такой был интерес у жителей к раскопкам. Куда все это исчезло?
Что открыли археологи?
Одна из самых интересных находок археологов – погребение у входа в городище. Хоронили вроде по христианскому обряду, но на шее у покойника были бусины из шифера – природного камня. Это была большая редкость: в раннехристианскую эпоху христиан хоронили без обрядовых украшений. То есть бусы – это явные остатки язычества. А на нитке бус – христианский крестик каменный, из белого шифера. Уникальная находка!
– Городищем назывался детинец – крепость, – поясняет историк, – а примыкающая к нему часть – посад. Обычно посад – торговый или ремесленный. В детинце жить все люди не могли. Но в случае опасности могли забежать туда и обороняться. Так вот, селище как раз и было связано с городищем, даже постройки одинаковые! И мастер один и тот же.
Так что же мы теряем сегодня вместе с этим городищем? Память и культуру. Превращаясь в дикарей…
Павел МАНЖОС
"Семилукский Вестник" №39 (46) 2011
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.