Как школе стать современной?
- Печать
- 30.08.2011
- Образование
- 1761 Прочтений
- 0 Комментариев
В ПЯТНИЦУ В РАЙОННОМ ДВОРЦЕ КУЛЬТУРЫ ПРОШЕЛ ТРАДИЦИОННЫЙ АВГУСТОВСКИЙ ПЕДСОВЕТ. УЧИТЕЛЯ ОБСУДИЛИ ИТОГИ ПРОШЛОГО УЧЕБНОГО ГОДА (О НИХ МЫ РАССКАЗАЛИ В ОДНОМ ИЗ НЕДАВНИХ НОМЕРОВ), НАМЕТИЛИ ПЛАНЫ НА НОВЫЙ. МНОГО ГОВОРИЛИ О РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯ, ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ, КОТОРЫЕ ПРОИЗОШЛИ И ЕЩЕ БУДУТ. А НАЧАЛСЯ ПЕДСОВЕТ С ХОРОШИХ НОВОСТЕЙ. ПЕРВАЯ - В ОБЛАСТНОМ ДЕПАРТАМЕНТЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕШИЛИ ПОДНЯТЬ ЗАРПЛАТЫ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДО УРОВНЯ УЧИТЕЛЕЙ 1 КАТЕГОРИИ. ВТОРАЯ - С 1 СЕНТЯБРЯ НА 30 ПРОЦЕНТОВ УВЕЛИЧИТСЯ ФОНД ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГОВ.
Школа на пороге больших перемен. Суть - среднее образование, особенно старшее звено, уходит от универсальности. Учителя относятся к этому по-разному. Опытные, пришедшие в профессию в советские времена, американизацию считают ошибкой. Они уверены, что реформаторы переоценивают западную модель и недооценивают отечественную, что в итоге мы получим безграмотных математиков и не умеющих считать гуманитариев. Молодые коллеги происходящее воспринимают иначе. Программы перегружены информацией, даже отличники не в состоянии усвоить их в полной мере. Либо ученик будет специализированным, но здоровым, либо универсальным, но больным.
Впрочем, хотим того или нет, реформа уже идет. Примером может служить единый госэкзамен, который сдают теперь не только выпускники, но и девятиклассники. Поначалу дети и взрослые боялись его, как черт ладана. Ныне, по словам руководителя отдела по образованию и опеке Надежды Викторовны Ковригиной, воспринимают спокойно. Год от года растет средний балл, больше не нужно «репетировать» - все отлажено. Не мешают тесты получать медали: в нынешнем году «золотыми» и «серебряными» стали 37 одиннадцатиклассников.
Меняется и начальная школа - с 1 сентября нынешнего года первоклассников будут учить по новым стандартам. Как выяснилось, открытием они для нас не станут. В прошлом году начальные классы некоторых школ района были экспериментальной площадкой по внедрению стандартов. Вроде бы в худшую сторону ничего не изменилось, педагоги результатами довольны, дети не перенапрягались. А родителям даже нравится, что иностранный язык ныне преподают с 1 класса. Что дальше - время покажет.
Не было на августовском педсовете споров и по поводу стандартов старшей школы, хотя весной на проекты реагировали бурно. Но реформаторы критику учли, перечень обязательных дисциплин увеличили с четырех до одиннадцати, уточнили, что предметы по выбору будут бесплатными. Стандарт для старшеклассников перед внедрением обещали пилотно проверить, а в полной мере запустить не раньше 2020 года.
Короче, успокоились. И на районном педсовете говорили о том, что уже сегодня применяют профильное и углубленное обучение, индивидуальную работу в рамках предметных и социальных проектов. Много интересного рассказала заместитель директора по воспитательной работе Девицкой школы Светлана Анатольевна Федосеева. Главная мысль: школа должна стать другой, ведь жизнь изменилась. Чтобы найти в ней свое место, преуспеть, только хорошего аттестата мало. Ученик должен стать творческой, самостоятельной личностью, способной принимать решения и нести за них ответственность.
В этом плане предметы по выбору, факультативы, разнообразные проекты и будут той самой воспитательной площадкой. Как я понял, классический урок уходит в прошлое, на смену ему грядет своеобразное наставничество, когда педагог задает направление поиска, следит, чтобы ученик не сбился с верного пути. Исследовательские работы, проектирование, рефераты, кружки и какие-то дополнительные курсы... Форм много, суть одна: часть знаний дает учитель, часть ученик добывает сам.
Чтобы измениться образованию, предстоит решить много проблем. Судя по выступлениям на педсовете, школа должна не только содержание изменить, но и оснащение. Информатизация, современное оборудование, широкое использование компьютерных технологий... Все это при скромном финансировании и все новых нормативах, до которого многие не дотягивают.
— И вообще, ныне во главу угла ставят не знания, не ученика, а экономику. Трудно в таких условиях работать и расти, - сетуют учителя. Но тихо, в «междусобойчиках».
А с трибуны педсовета громко и уверенно рассказывают о первых шагах. О том, что все школы района имеют доступ в мировую паутину, современные компьютеры, 18 из 30 - сайты. В рамках проекта модернизации и нацпроекта «Образование» получаем мультимедийные проекторы, интерактивные доски. В городской средней школе №1 и в Землянской сельской созданы медиатеки - хранилища учебной информации в цифровом виде.
Но двух медиатек на три десятка школ мало, возможности своевременно обновлять их нет. Скорость доступа в интернет в большинстве населенных пунктов района низкая. Фонды школьных библиотек на треть изношены или морально устарели...
Один из ключевых моментов - выбор учеником будущей специализации. По сути - профессии, жизненного пути. В новой школе старшеклассник будет изучать 10-11 обязательных дисциплин плюс по желанию. Но предусмотрены разные уровни освоения. Если ученик - гуманитарий, то по замыслу реформаторов ему не надо изучать основы математического анализа. Так же с другими предметами. Определиться надо после девятого класса. Многие педагоги сомневаются, что ребенок в этом возрасте может принять верное решение. Даже с помощью родителей.
Глава администрации района Владимир Георгиевич Кобяшев в своем выступлении тоже коснулся этой проблемы, но с иной точки зрения. Способна ли школа в этом плане помочь и как? Важно не только определить ребячьи склонности, но и учесть другие, не менее важные факторы. Например, потребности рынка труда. Многие образовательные учреждения занимаются профориентацией, сотрудничают с вузами. Но инженерных среди них - раз-два и обчелся. Специализированный класс при экономфаке ВГУ - это здорово. Только экономистам и менеджерам найти хорошую работу все сложнее, а квалифицированные инженеры, рабочие в большом дефиците.
Кто будет преподавать в обновленной школе? Это тоже больной вопрос. В 2000 году учителей пенсионного возраста было около 13 процентов. Ныне - 19, а молодежь, особенно сильный пол, калачом не заманишь. Потому что средняя зарплата по официальным данным около 11 тысяч рублей. Да, лет десять назад образованию жилось куда хуже. Как и всей стране. Ныне модернизацию сулят, зарплаты пусть не в разы, но поднимают. Вот только молодежь за 11 тысяч преподавать не хочет. Нервно, хлопотно, да и ипотеку под эти деньги не дают.
Максим ОКОНЬ.
"Семилукская ЖИЗНЬ" №96 2011
Школа на пороге больших перемен. Суть - среднее образование, особенно старшее звено, уходит от универсальности. Учителя относятся к этому по-разному. Опытные, пришедшие в профессию в советские времена, американизацию считают ошибкой. Они уверены, что реформаторы переоценивают западную модель и недооценивают отечественную, что в итоге мы получим безграмотных математиков и не умеющих считать гуманитариев. Молодые коллеги происходящее воспринимают иначе. Программы перегружены информацией, даже отличники не в состоянии усвоить их в полной мере. Либо ученик будет специализированным, но здоровым, либо универсальным, но больным.
Впрочем, хотим того или нет, реформа уже идет. Примером может служить единый госэкзамен, который сдают теперь не только выпускники, но и девятиклассники. Поначалу дети и взрослые боялись его, как черт ладана. Ныне, по словам руководителя отдела по образованию и опеке Надежды Викторовны Ковригиной, воспринимают спокойно. Год от года растет средний балл, больше не нужно «репетировать» - все отлажено. Не мешают тесты получать медали: в нынешнем году «золотыми» и «серебряными» стали 37 одиннадцатиклассников.
Меняется и начальная школа - с 1 сентября нынешнего года первоклассников будут учить по новым стандартам. Как выяснилось, открытием они для нас не станут. В прошлом году начальные классы некоторых школ района были экспериментальной площадкой по внедрению стандартов. Вроде бы в худшую сторону ничего не изменилось, педагоги результатами довольны, дети не перенапрягались. А родителям даже нравится, что иностранный язык ныне преподают с 1 класса. Что дальше - время покажет.
Не было на августовском педсовете споров и по поводу стандартов старшей школы, хотя весной на проекты реагировали бурно. Но реформаторы критику учли, перечень обязательных дисциплин увеличили с четырех до одиннадцати, уточнили, что предметы по выбору будут бесплатными. Стандарт для старшеклассников перед внедрением обещали пилотно проверить, а в полной мере запустить не раньше 2020 года.
Короче, успокоились. И на районном педсовете говорили о том, что уже сегодня применяют профильное и углубленное обучение, индивидуальную работу в рамках предметных и социальных проектов. Много интересного рассказала заместитель директора по воспитательной работе Девицкой школы Светлана Анатольевна Федосеева. Главная мысль: школа должна стать другой, ведь жизнь изменилась. Чтобы найти в ней свое место, преуспеть, только хорошего аттестата мало. Ученик должен стать творческой, самостоятельной личностью, способной принимать решения и нести за них ответственность.
В этом плане предметы по выбору, факультативы, разнообразные проекты и будут той самой воспитательной площадкой. Как я понял, классический урок уходит в прошлое, на смену ему грядет своеобразное наставничество, когда педагог задает направление поиска, следит, чтобы ученик не сбился с верного пути. Исследовательские работы, проектирование, рефераты, кружки и какие-то дополнительные курсы... Форм много, суть одна: часть знаний дает учитель, часть ученик добывает сам.
Чтобы измениться образованию, предстоит решить много проблем. Судя по выступлениям на педсовете, школа должна не только содержание изменить, но и оснащение. Информатизация, современное оборудование, широкое использование компьютерных технологий... Все это при скромном финансировании и все новых нормативах, до которого многие не дотягивают.
— И вообще, ныне во главу угла ставят не знания, не ученика, а экономику. Трудно в таких условиях работать и расти, - сетуют учителя. Но тихо, в «междусобойчиках».
А с трибуны педсовета громко и уверенно рассказывают о первых шагах. О том, что все школы района имеют доступ в мировую паутину, современные компьютеры, 18 из 30 - сайты. В рамках проекта модернизации и нацпроекта «Образование» получаем мультимедийные проекторы, интерактивные доски. В городской средней школе №1 и в Землянской сельской созданы медиатеки - хранилища учебной информации в цифровом виде.
Но двух медиатек на три десятка школ мало, возможности своевременно обновлять их нет. Скорость доступа в интернет в большинстве населенных пунктов района низкая. Фонды школьных библиотек на треть изношены или морально устарели...
Один из ключевых моментов - выбор учеником будущей специализации. По сути - профессии, жизненного пути. В новой школе старшеклассник будет изучать 10-11 обязательных дисциплин плюс по желанию. Но предусмотрены разные уровни освоения. Если ученик - гуманитарий, то по замыслу реформаторов ему не надо изучать основы математического анализа. Так же с другими предметами. Определиться надо после девятого класса. Многие педагоги сомневаются, что ребенок в этом возрасте может принять верное решение. Даже с помощью родителей.
Глава администрации района Владимир Георгиевич Кобяшев в своем выступлении тоже коснулся этой проблемы, но с иной точки зрения. Способна ли школа в этом плане помочь и как? Важно не только определить ребячьи склонности, но и учесть другие, не менее важные факторы. Например, потребности рынка труда. Многие образовательные учреждения занимаются профориентацией, сотрудничают с вузами. Но инженерных среди них - раз-два и обчелся. Специализированный класс при экономфаке ВГУ - это здорово. Только экономистам и менеджерам найти хорошую работу все сложнее, а квалифицированные инженеры, рабочие в большом дефиците.
Кто будет преподавать в обновленной школе? Это тоже больной вопрос. В 2000 году учителей пенсионного возраста было около 13 процентов. Ныне - 19, а молодежь, особенно сильный пол, калачом не заманишь. Потому что средняя зарплата по официальным данным около 11 тысяч рублей. Да, лет десять назад образованию жилось куда хуже. Как и всей стране. Ныне модернизацию сулят, зарплаты пусть не в разы, но поднимают. Вот только молодежь за 11 тысяч преподавать не хочет. Нервно, хлопотно, да и ипотеку под эти деньги не дают.
Максим ОКОНЬ.
"Семилукская ЖИЗНЬ" №96 2011
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.