Сегодня - День славянской письменности и культуры.
- Печать
- 24.05.2011
- Без категории
- 2097 Прочтений
- 0 Комментариев
Знаете ли вы, уважаемые читатели, что первое дошедшее до нас упоминание о школе на территории нынешней Воронежской области относится к 1703 году? И, оказывается, находилась эта первая воронежская школа не где-нибудь, а в нашем районе, точнее - в селе Ендовище.
Рассказала об этом заведующая краеведческим сектором Межпоселенческой библиотеки Татьяна Митрофановна Коноплина.
Недавно в библиотеке она провела для учащихся Семилукской вечерней школы урок, на котором была воссоздана ... старая русская школа.
В древней Руси обучение грамоте проходило чаще всего при монастырях или в больших избах. Сотрудники библиотеки перед началом урока оформили импровизированную сельскую избу с предметами славянского быта. Их собирали всем коллективом. Ведущий библиотекарь Светлана Геннадьевна Назарьева привезла от своих родственников из Старой Ольшанки прялку, ступу, маслобойку, утюг, серп и прочие диковины. Другие принесли из дома бережно хранившиеся с давних времен расшитые рушники, плетеные половички, пяльцы, гребни.
В центре зала установили деревянные столы, которые заменяли ученикам парты. На них положили гусиные перья и бумагу, поставили чернильницы. Пришедших ребятишек усадили, как было в старорусской школе, на деревянные скамейки.
Татьяна Митрофановна рассказала учащимся о быте и традициях русского народа, познакомила с предметами обихода. По ее предложению девочки попробовали себя в роли прях за прялкой. А еще (женскую натуру не поменяешь даже за века!) с удовольствием примеряли старинные народные женские костюмы и платья. И восторгались: какая красота!
А потом Татьяна Митрофановна рассказала, как раньше начинался школьный урок. Ученик, вошедший в школу, первым делом снимал шапку и клал ее на полку. Кланялся образам — иконам, учителю и всей дружине. «Дружиной» тогда назывались одноклассники. В роли учителей были священники, отставные солдаты и чернички. (Кстати, в Ендовищенской школе в упоминаемом 1703 году учительствовал дьячок Успенской церкви Роман Прокофьев. В архиве сохранилась его челобитная жалоба на обидевшего его священника этой же церкви. Вот так вот: подрались, потягали друг друга за чубы и ... попали в историю!).
Учили в старорусской школе письму, славянскому чтению по Богослужебным книгам — Часослову и Псалтири.
Раньше в первую зиму в школе проходили только азбуку. Во вторую — склады. На третью зиму приступали к чтению. И так постепенно осваивали грамоту.
За непослушание провинившихся учеников наказывали. Как? О, это мечта многих современных учителей! Нерадивых школяров стегали розгами, таскали за чуб и уши и заставляли стоять на горохе и камнях.
Попробовали испытать на себе эти наказания и наши учащиеся. Девочки постояли голыми коленками на горохе, а мальчишки отважились и согласились лечь под розги. Целая очередь выстроилась! Но заготовленных ивовых прутьев хватило на всех.
— Ну, и как впечатления? — спросила у них Татьяна Митрофановна после «воспитания».
— Да. Доставалось ученикам в старину!
Попробовали учащиеся вечерней школы и писать гусиными перьями, макая их в чернила. Не у всех получалось. Аз, буки, веди. Буквы, так много значившие для наших предков и несущие какой-то духовный свет в наш двадцать первый век!
А еще в старину раз в неделю родители учеников приносили в школу готовую еду — блины, бублики, лепешки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех пор одноклассников стали называть однокашниками. Чтобы учащиеся вечерней школы стали настоящими однокашниками, их накормили на уроке горячей пшеничной кашей с маслом, приготовленной в старинном глиняном горшочке. Ели деревянными ложками. Причмокивали: «Вкусно!».
А потом из русского пузатого самовара пили чай, заваренный душистыми луговыми травами: чабрецом, мятой, а также ягодами малины и земляники. Лакомились вареньем, сваренным по старинным русским рецептам.
И ученики, и пришедшие с ними учителя вечерней школы ушли после необычного урока с добрыми воспоминаниями. По словам педагога Марины Павловны Чембарцевой, все были в восторге. Спасибо Татьяне Митрофановне Коноплиной за то, что дала возможность очароваться прошлым России. И больше ценить ее настоящее.
Елена СТАРКОВА.
НА СНИМКЕ: за прялкой - Полина Токмакова.
"Семилукская ЖИЗНЬ" №55 2011
Рассказала об этом заведующая краеведческим сектором Межпоселенческой библиотеки Татьяна Митрофановна Коноплина.
Недавно в библиотеке она провела для учащихся Семилукской вечерней школы урок, на котором была воссоздана ... старая русская школа.
В древней Руси обучение грамоте проходило чаще всего при монастырях или в больших избах. Сотрудники библиотеки перед началом урока оформили импровизированную сельскую избу с предметами славянского быта. Их собирали всем коллективом. Ведущий библиотекарь Светлана Геннадьевна Назарьева привезла от своих родственников из Старой Ольшанки прялку, ступу, маслобойку, утюг, серп и прочие диковины. Другие принесли из дома бережно хранившиеся с давних времен расшитые рушники, плетеные половички, пяльцы, гребни.
В центре зала установили деревянные столы, которые заменяли ученикам парты. На них положили гусиные перья и бумагу, поставили чернильницы. Пришедших ребятишек усадили, как было в старорусской школе, на деревянные скамейки.
Татьяна Митрофановна рассказала учащимся о быте и традициях русского народа, познакомила с предметами обихода. По ее предложению девочки попробовали себя в роли прях за прялкой. А еще (женскую натуру не поменяешь даже за века!) с удовольствием примеряли старинные народные женские костюмы и платья. И восторгались: какая красота!
А потом Татьяна Митрофановна рассказала, как раньше начинался школьный урок. Ученик, вошедший в школу, первым делом снимал шапку и клал ее на полку. Кланялся образам — иконам, учителю и всей дружине. «Дружиной» тогда назывались одноклассники. В роли учителей были священники, отставные солдаты и чернички. (Кстати, в Ендовищенской школе в упоминаемом 1703 году учительствовал дьячок Успенской церкви Роман Прокофьев. В архиве сохранилась его челобитная жалоба на обидевшего его священника этой же церкви. Вот так вот: подрались, потягали друг друга за чубы и ... попали в историю!).
Учили в старорусской школе письму, славянскому чтению по Богослужебным книгам — Часослову и Псалтири.
Раньше в первую зиму в школе проходили только азбуку. Во вторую — склады. На третью зиму приступали к чтению. И так постепенно осваивали грамоту.
За непослушание провинившихся учеников наказывали. Как? О, это мечта многих современных учителей! Нерадивых школяров стегали розгами, таскали за чуб и уши и заставляли стоять на горохе и камнях.
Попробовали испытать на себе эти наказания и наши учащиеся. Девочки постояли голыми коленками на горохе, а мальчишки отважились и согласились лечь под розги. Целая очередь выстроилась! Но заготовленных ивовых прутьев хватило на всех.
— Ну, и как впечатления? — спросила у них Татьяна Митрофановна после «воспитания».
— Да. Доставалось ученикам в старину!
Попробовали учащиеся вечерней школы и писать гусиными перьями, макая их в чернила. Не у всех получалось. Аз, буки, веди. Буквы, так много значившие для наших предков и несущие какой-то духовный свет в наш двадцать первый век!
А еще в старину раз в неделю родители учеников приносили в школу готовую еду — блины, бублики, лепешки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех пор одноклассников стали называть однокашниками. Чтобы учащиеся вечерней школы стали настоящими однокашниками, их накормили на уроке горячей пшеничной кашей с маслом, приготовленной в старинном глиняном горшочке. Ели деревянными ложками. Причмокивали: «Вкусно!».
А потом из русского пузатого самовара пили чай, заваренный душистыми луговыми травами: чабрецом, мятой, а также ягодами малины и земляники. Лакомились вареньем, сваренным по старинным русским рецептам.
И ученики, и пришедшие с ними учителя вечерней школы ушли после необычного урока с добрыми воспоминаниями. По словам педагога Марины Павловны Чембарцевой, все были в восторге. Спасибо Татьяне Митрофановне Коноплиной за то, что дала возможность очароваться прошлым России. И больше ценить ее настоящее.
Елена СТАРКОВА.
НА СНИМКЕ: за прялкой - Полина Токмакова.
"Семилукская ЖИЗНЬ" №55 2011
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.