Красиво жить не запретишь
- Печать
- 10.04.2011
- Без категории
- 2379 Прочтений
- 0 Комментариев
Есть в Семилуках замечательное место - в начале улицы 25-летия Октября, у Дома культуры. Там на высоком берегу Дона среди старых деревьев стоит дом с просторной верандой и мезонином. С крыльца открывается великолепный вид на Воронеж, весной дом и сад утопают в сирени – одним словом, красота. Здесь живет семья Барановых: Калерия Валериановна и Виктор Михайлович.
Хорошие люди, они прожили вместе долгую честную жизнь, много работали, растили детей. Виктор Баранов - строитель по профессии и художник по натуре - всю свою жизнь запечатлевает красоту вокруг себя: воронежские просторы, красоты Кавказа и Байкала, литературные места… Куда бы ни поехал Баранов – а поездил он немало, - везде при нем были краски и этюдник. И жена, с которой Виктор Михайлович не расстается более полувека. Уютный их дом увешан его картинами, на полках рядом с книгами стоят составленные Виктором Михайловичем альбомы о замечательных русских людях: полководцах, писателях, художниках. В том числе и о его отце, прошедшем три войны.
Строитель
В 1954 году Виктор Баранов окончил Воронежский инженерно-строительный институт и следующие 45 лет возводил электростанции: тепловые и атомные. Прошел снизу доверху всю строительную иерархию, от десятника до заместителя управляющего всесоюзного треста. Награжден орденом «Знак почета», множеством медалей, ведомственных наград, дипломов и грамот. «Работал в основном на площадках, штаны не протирал», - сообщил Виктор Михайлович. А началась его карьера в Узбекистане, в местечке Ахангаран, где свежеиспеченный инженер строил наземные сооружения для шахт по добыче урановой руды.
- Там были созданы все условия: отдельные коттеджи, хорошая зарплата, кормили великолепно. Прекрасное снабжение – икра в нашем магазине стоила 30 рублей. В шахты я практически не спускался – там работали шахтеры, получавшие 1200 рублей за четырехчасовой рабочий день. В общем, замечательно… Но растительности не было – пустыня, - а я сильно тосковал по русской природе. Поэтому, отработав положенные после института четыре года, вернулся домой – как ни уговаривали остаться. Тем более что узнал о строительстве в Нововоронеже атомной электростанции.
С 1958 по 1963 годы Виктор Михайлович возводил корпус первого энергоблока первой в СССР промышленной АЭС. «Меня мучило искусство, хотелось рисовать. Поэтому поначалу устроился в производственно-технический отдел, - усмехнулся Баранов. – Работа хоть и ответственная, но кабинетная: восемь часов оттрубил - и свободен». Занимался он снабжением стройки арматурой, которой для АЭС требовалось огромное количество – весь корпус энергоблока построен из железобетона. Нередко арматура приходила другого сечения, нежели в проекте - приходилось на ходу переделывать расчеты, чтобы прочностные характеристики не ухудшались. Виктор Михайлович менял конструкции, утверждал их у главного инженера проекта – тот каждую неделю приезжал из Москвы. Начальник стройки узнал, что Баранов грамотно расчеты делает, и сказал: «Иди, руководи производством». Так и не удалось ему порисовать вволю.
Потом Виктор Михайлович работал на расширении ВОГРЭСа: две 120-метровые дымовые трубы на левом берегу, знакомые каждому воронежцу, – его рук дело. «Прежде там стояли 50-метровые трубы, но было решено пускать дым повыше, чтобы горожане им не дышали», - объяснил Баранов. Кроме труб построили помещения под шесть новых водогрейных котлов, огромные емкости для мазута, другие сооружения. Здесь Виктор Михайлович был уже главным инженером, а затем и начальником строительства, после завершения строительства его наградили первым орденом. Затем строил Курскую АЭС, возводил ТЭЦ в Липецке, Котовске и Туле, расширял теплоэлектростанции в Пензе и Орле, Ефремове и Данкове.
- Все время в командировках. И везде возил с собой этюдник, - улыбнулся Виктор Михайлович. Он вообще охотно улыбается. А из-за того, что передние зубы золотые, улыбка получается ослепительная. – Успевал и литературные памятники посещать. Когда на Орловской ТЭЦ работали, съездил в Бежин Луг, рядом с которым Тургенев жил. С Пензенской ТЭЦ ездил в Болдино. В Михайловском были раз десять вместе с женой – уже по турпутевкам.
Калерия Валериановна и Виктор Михайлович родом из Нижнедевицка. Учились в одной школе (она на два класса младше). Потом учились в Воронеже (она в мединституте), вместе ездили домой. Так и сошлись. Когда Баранова распределили в Узбекистан, невеста его доучилась, а потом приехала к нему в Ахангаран - там и поженились. Среди прочих регалий семьи Барановых – звания тружеников тыла. В годы войны они, как и все сельские школьники, заготавливали торф и убирали урожай - срезали немецкими штыками подсолнухи и кукурузу. В 1944 году 15-летним Баранов с одноклассниками таскали со станции в Нижнедевицк семенное зерно: «Брали по пуду, чтобы не обкакаться, и несли на себе 12 километров. Каникул у нас тогда не было, учиться начинали в октябре».
Калерия Валериановна еще и в оккупации побывала. Виктора, у которого отец и брат были коммунистами и на фронте, мать увезла, а она осталась. Помнит, как приходили полицаи, уводили деда на работу – тот мельником был. «Это ж надо додуматься – милицию полицией назвать, - возмутилась она. – Когда Красная армия пришла, то первым делом полицаев разыскивали и расстреливали на месте».
Художник
Рисует Баранов, сколько себя помнит. Первое признание пришло в восьмом классе – за победу на школьной выставке Виктору вручили «Повесть о настоящем человеке» и десяток тетрадей, страшный по тем временам дефицит. В 1949 году по заданию учительницы русского языка и литературы он оформил стенгазету к 150-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и занял с ней первое место на районном конкурсе. Понятное дело, рисовал он и обычные стенгазеты - шрифты к тому времени уже освоил.
- В конце 1940-х годов в «Огоньке» стали печатать черно-белые репродукции знаменитых картин Левитана, Поленова, Серова. Журнал тогда приходил один на весь район, в библиотеку. Я там сидел целыми днями, изучал. Потом копировать стал. А еще в восьмом классе меня в клуб пригласили работать: рисовал афиши, декорации для драмкружка – к «Грозе» Островского. Платили 15 рублей и в кино бесплатно пускали.
В строительном институте Виктор Михайлович изучил перспективу: черчение и рисование там преподавали в течение двух лет. В 1954 году перестал копировать классиков и начал писать самостоятельно. В его архиве десятки этюдов, написанных в самых разных местах: во время путешествий по Волге, с Кавказа, на Байкале и в Крыму.
- Раньше путевки стоили недорого, иногда их силком впихивали – езжай, не хочу. Теперь все за границу стремятся, а чего там хорошего? Здесь, под боком, в Воронежской области такая красота! Тем более, что я никогда в санаториях бока не отлеживал – ходил и смотрел, смотрел и писал.
40 лет назад Баранов познакомился с самодеятельными художниками из объединения «Весна», членом правления которого он состоит и по сей день. В 1971 году в ДК имени Карла Маркса открылась его первая выставка. Потом были другие выставки в разных залах города. В 1975 и 1980 годах Виктор Михайлович становился лауреатом всесоюзных конкурсов. Он любит рисовать пейзажи, одна из основных тем его творчества – Русь уходящая: мельницы, дома под соломенной крышей, которых уже не встретишь сейчас, но они были в пору его молодости. Написал Баранов дом, в котором вырос, речку, в которой купался мальчишкой, знакомый с детства красавец-дуб в Малиновке. И поля с колосящейся пшеницей.
- Это советские поля, сейчас все бурьяном заросло.
Еще одна страсть Баранова – альбомы с газетными и журнальными вырезками, посвященными интересным ему людям. На полках стоят собранные им подробнейшие пресс-досье на Александра Пушкина и Сергея Есенина, Василия Шукшина и Василия Пескова. Последний альбом с дружеским автографом Василия Михайловича, который не раз бывал у Барановых в гостях. Отдельная тема – война. Маршалу Жукову отведена целая полка, где, помимо книг о полководце, в нескольких томах собраны уникальные документы, клад для историка. «Здесь есть газеты 1945 года», - заметил Баранов. Рядом – красный том с надписью на корешке: «Мой отец – Баранов М.И.». А на стене его большой портрет.
- Отец прошел три войны: империалистическую, Гражданскую и Великую Отечественную, защищал Сталинград. А отец жены защищал Москву и дошел до Кенигсберга. Он музыкантом был, играл на баритоне (труба такая. – А.В.). Когда солдаты шли в атаку, он играл марш. А после боя помогал вытаскивать раненых и хоронил убитых. По окончании войны он создал в Нижнедевицке духовой оркестр из фронтовиков и долгое время руководил им. Вот их фотография, сделанная мной в 1975-м году. Сейчас многие не помнят своей родни, но я так не могу.
Семилукский Вестник
Хорошие люди, они прожили вместе долгую честную жизнь, много работали, растили детей. Виктор Баранов - строитель по профессии и художник по натуре - всю свою жизнь запечатлевает красоту вокруг себя: воронежские просторы, красоты Кавказа и Байкала, литературные места… Куда бы ни поехал Баранов – а поездил он немало, - везде при нем были краски и этюдник. И жена, с которой Виктор Михайлович не расстается более полувека. Уютный их дом увешан его картинами, на полках рядом с книгами стоят составленные Виктором Михайловичем альбомы о замечательных русских людях: полководцах, писателях, художниках. В том числе и о его отце, прошедшем три войны.
Строитель
В 1954 году Виктор Баранов окончил Воронежский инженерно-строительный институт и следующие 45 лет возводил электростанции: тепловые и атомные. Прошел снизу доверху всю строительную иерархию, от десятника до заместителя управляющего всесоюзного треста. Награжден орденом «Знак почета», множеством медалей, ведомственных наград, дипломов и грамот. «Работал в основном на площадках, штаны не протирал», - сообщил Виктор Михайлович. А началась его карьера в Узбекистане, в местечке Ахангаран, где свежеиспеченный инженер строил наземные сооружения для шахт по добыче урановой руды.
- Там были созданы все условия: отдельные коттеджи, хорошая зарплата, кормили великолепно. Прекрасное снабжение – икра в нашем магазине стоила 30 рублей. В шахты я практически не спускался – там работали шахтеры, получавшие 1200 рублей за четырехчасовой рабочий день. В общем, замечательно… Но растительности не было – пустыня, - а я сильно тосковал по русской природе. Поэтому, отработав положенные после института четыре года, вернулся домой – как ни уговаривали остаться. Тем более что узнал о строительстве в Нововоронеже атомной электростанции.
С 1958 по 1963 годы Виктор Михайлович возводил корпус первого энергоблока первой в СССР промышленной АЭС. «Меня мучило искусство, хотелось рисовать. Поэтому поначалу устроился в производственно-технический отдел, - усмехнулся Баранов. – Работа хоть и ответственная, но кабинетная: восемь часов оттрубил - и свободен». Занимался он снабжением стройки арматурой, которой для АЭС требовалось огромное количество – весь корпус энергоблока построен из железобетона. Нередко арматура приходила другого сечения, нежели в проекте - приходилось на ходу переделывать расчеты, чтобы прочностные характеристики не ухудшались. Виктор Михайлович менял конструкции, утверждал их у главного инженера проекта – тот каждую неделю приезжал из Москвы. Начальник стройки узнал, что Баранов грамотно расчеты делает, и сказал: «Иди, руководи производством». Так и не удалось ему порисовать вволю.
Потом Виктор Михайлович работал на расширении ВОГРЭСа: две 120-метровые дымовые трубы на левом берегу, знакомые каждому воронежцу, – его рук дело. «Прежде там стояли 50-метровые трубы, но было решено пускать дым повыше, чтобы горожане им не дышали», - объяснил Баранов. Кроме труб построили помещения под шесть новых водогрейных котлов, огромные емкости для мазута, другие сооружения. Здесь Виктор Михайлович был уже главным инженером, а затем и начальником строительства, после завершения строительства его наградили первым орденом. Затем строил Курскую АЭС, возводил ТЭЦ в Липецке, Котовске и Туле, расширял теплоэлектростанции в Пензе и Орле, Ефремове и Данкове.
- Все время в командировках. И везде возил с собой этюдник, - улыбнулся Виктор Михайлович. Он вообще охотно улыбается. А из-за того, что передние зубы золотые, улыбка получается ослепительная. – Успевал и литературные памятники посещать. Когда на Орловской ТЭЦ работали, съездил в Бежин Луг, рядом с которым Тургенев жил. С Пензенской ТЭЦ ездил в Болдино. В Михайловском были раз десять вместе с женой – уже по турпутевкам.
Калерия Валериановна и Виктор Михайлович родом из Нижнедевицка. Учились в одной школе (она на два класса младше). Потом учились в Воронеже (она в мединституте), вместе ездили домой. Так и сошлись. Когда Баранова распределили в Узбекистан, невеста его доучилась, а потом приехала к нему в Ахангаран - там и поженились. Среди прочих регалий семьи Барановых – звания тружеников тыла. В годы войны они, как и все сельские школьники, заготавливали торф и убирали урожай - срезали немецкими штыками подсолнухи и кукурузу. В 1944 году 15-летним Баранов с одноклассниками таскали со станции в Нижнедевицк семенное зерно: «Брали по пуду, чтобы не обкакаться, и несли на себе 12 километров. Каникул у нас тогда не было, учиться начинали в октябре».
Калерия Валериановна еще и в оккупации побывала. Виктора, у которого отец и брат были коммунистами и на фронте, мать увезла, а она осталась. Помнит, как приходили полицаи, уводили деда на работу – тот мельником был. «Это ж надо додуматься – милицию полицией назвать, - возмутилась она. – Когда Красная армия пришла, то первым делом полицаев разыскивали и расстреливали на месте».
Художник
Рисует Баранов, сколько себя помнит. Первое признание пришло в восьмом классе – за победу на школьной выставке Виктору вручили «Повесть о настоящем человеке» и десяток тетрадей, страшный по тем временам дефицит. В 1949 году по заданию учительницы русского языка и литературы он оформил стенгазету к 150-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и занял с ней первое место на районном конкурсе. Понятное дело, рисовал он и обычные стенгазеты - шрифты к тому времени уже освоил.
- В конце 1940-х годов в «Огоньке» стали печатать черно-белые репродукции знаменитых картин Левитана, Поленова, Серова. Журнал тогда приходил один на весь район, в библиотеку. Я там сидел целыми днями, изучал. Потом копировать стал. А еще в восьмом классе меня в клуб пригласили работать: рисовал афиши, декорации для драмкружка – к «Грозе» Островского. Платили 15 рублей и в кино бесплатно пускали.
В строительном институте Виктор Михайлович изучил перспективу: черчение и рисование там преподавали в течение двух лет. В 1954 году перестал копировать классиков и начал писать самостоятельно. В его архиве десятки этюдов, написанных в самых разных местах: во время путешествий по Волге, с Кавказа, на Байкале и в Крыму.
- Раньше путевки стоили недорого, иногда их силком впихивали – езжай, не хочу. Теперь все за границу стремятся, а чего там хорошего? Здесь, под боком, в Воронежской области такая красота! Тем более, что я никогда в санаториях бока не отлеживал – ходил и смотрел, смотрел и писал.
40 лет назад Баранов познакомился с самодеятельными художниками из объединения «Весна», членом правления которого он состоит и по сей день. В 1971 году в ДК имени Карла Маркса открылась его первая выставка. Потом были другие выставки в разных залах города. В 1975 и 1980 годах Виктор Михайлович становился лауреатом всесоюзных конкурсов. Он любит рисовать пейзажи, одна из основных тем его творчества – Русь уходящая: мельницы, дома под соломенной крышей, которых уже не встретишь сейчас, но они были в пору его молодости. Написал Баранов дом, в котором вырос, речку, в которой купался мальчишкой, знакомый с детства красавец-дуб в Малиновке. И поля с колосящейся пшеницей.
- Это советские поля, сейчас все бурьяном заросло.
Еще одна страсть Баранова – альбомы с газетными и журнальными вырезками, посвященными интересным ему людям. На полках стоят собранные им подробнейшие пресс-досье на Александра Пушкина и Сергея Есенина, Василия Шукшина и Василия Пескова. Последний альбом с дружеским автографом Василия Михайловича, который не раз бывал у Барановых в гостях. Отдельная тема – война. Маршалу Жукову отведена целая полка, где, помимо книг о полководце, в нескольких томах собраны уникальные документы, клад для историка. «Здесь есть газеты 1945 года», - заметил Баранов. Рядом – красный том с надписью на корешке: «Мой отец – Баранов М.И.». А на стене его большой портрет.
- Отец прошел три войны: империалистическую, Гражданскую и Великую Отечественную, защищал Сталинград. А отец жены защищал Москву и дошел до Кенигсберга. Он музыкантом был, играл на баритоне (труба такая. – А.В.). Когда солдаты шли в атаку, он играл марш. А после боя помогал вытаскивать раненых и хоронил убитых. По окончании войны он создал в Нижнедевицке духовой оркестр из фронтовиков и долгое время руководил им. Вот их фотография, сделанная мной в 1975-м году. Сейчас многие не помнят своей родни, но я так не могу.
Семилукский Вестник
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.