Состоялась встреча жильцов с директором ООО «УРЭП» А.В. Бурданцевым
- Печать
- 21.03.2011
- Без категории
- 2809 Прочтений
- 0 Комментариев
Сегодня в 17 часов напротив проходной огнеупорного завода состоялась запланированная встреча возмущенных жильцов с директором ООО «УРЭП» Алексеем Валентиновичем Бурданцевым. Причина встречи необоснованные непомерно-завышенные начисления оплаты услуг ЖКХ за воду и водоотведение, даже не предупредив жильцов заблаговременно, как того требует закон.
Убедительных разъяснений, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», директор ООО «УРЭП» дать не смог. То ли сказать конкретного было нечего, то ли ему просто толпа не давала высказаться, обрушивая все новые и новые вопросы. Присутствующий на встрече депутат Сергей Маршавин, стараясь помочь последовательно изложить факты, предложил трем жильцам на следующий день в его присутствии отправиться в кабинет к Бурданцеву и в спокойной обстановке разобраться в правильности начисления оплаты за воду.
Огромное количество жалоб поступило в прокуратуру, и не только, и по данному факту будет проведена проверка с публикацией результатов материалов в районной газете. Так было решено обеими сторонами.
Правомерны действия ООО «УРЭП» или нет можно судить по нижеследующим статьям где ситуацию с реформированием отрасли ЖКХ проясняет заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов.
"Уровень благосостояния населения не позволяет увеличить тарифы"
04.03.2011. Заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов о законодательном регулировании в ЖКХ
Несмотря на передачу на региональный уровень регулирования отрасли, Минрегион остается ключевым ведомством, определяющим рамочные "правила игры" для ЖКХ в правительстве. Заместитель министра АНАТОЛИЙ ПОПОВ в интервью “Ъ” рассказывает о том, как выглядит проблема тарифов ЖКХ на стыке законодательства и его применения.
— Прошел год с отставки одного из авторов реформы ЖКХ, заместителя главы ведомства Сергея Круглика — фактически он был уволен со своей должности с мотивировкой "за рост тарифов ЖКХ". Помимо временного "подъема" тарифного регулирования с муниципального на региональный уровень предприняты уже или готовятся какие-то стратегические решения в этой области?
— Реформирование отрасли ЖКХ ведется по нескольким направлениям. Министерством принят ряд мер, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами, Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ", разработанный нами совместно с другими федеральными органами.
Для повышения качества предоставляемых коммунальных услуг разработана и внесена в правительство новая редакция "Правил предоставления коммунальных услуг", а также разработаны "Правила заключения договоров организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами" с поставщиками ресурсов. На уровень субъектов РФ переданы полномочия по установлению нормативов потребления всех видов коммунальных услуг. В дальнейшем будут полностью исключены случаи манипулирования нормативами потребления коммунальных услуг со стороны недобросовестных органов местного самоуправления. К тому же Минрегионом разработан и принят ряд нормативно-правовых актов по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на реализацию закона № 261 "Об энергосбережении" от 23 ноября 2009 года.
Таким образом, сейчас завершается нормотворческая работа по созданию и доработке системы документов, которая позволит не только решить задачу сокращения энергоемкости ВВП, но и — самое главное — повысить уровень и качество жизни и проживания наших сограждан.
— Насколько серьезная с точки зрения Минрегиона была оказана с 1 января налоговая поддержка отрасли?
— Действительно, с 1 января 2010 года, согласно п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса, от НДС освобождается реализация коммунальных услуг в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями,— при условии приобретения коммунальных услуг данными налогоплательщиками у организаций или индивидуальных предпринимателей, непосредственно оказывающих указанные услуги. Также не подлежит налогообложению указанным налогом реализация управляющими организациями работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Освобождение осуществляется при условии приобретения этих работ и услуг у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно их оказывающих. Конечно, все эти меры положительным образом сказываются на работе управляющих организаций.
— Тем не менее, почему снизилась рентабельность отрасли в конце 2010 года? В целом, какие факторы на нее влияют?
— Снижение рентабельности отрасли объясняется тем, что себестоимость услуг организаций коммунального комплекса увеличивается, а рост тарифов на коммунальные услуги в целях социальной защиты населения ограничивается предельным уровнем. Кроме того, на рентабельность отрасли влияют изношенность основных производственных фондов предприятий коммунального комплекса в сочетании с увеличивающейся нагрузкой на сети, что зачастую может являться причиной частых аварий и низкого качества оказания жилищно-коммунальных услуг.
— Понятно, что инвестировать в ЖКХ можно сколько угодно, тем не менее, что сейчас гарантирует для сектора нынешний уровень тарифов — отсутствие существенного прогресса износа, сокращение износа оборудования, некоторый рост отставания?
— Низкий уровень благосостояния населения не позволяет увеличить тарифы до необходимого уровня. При этом физический износ основных фондов ЖКХ в России фактически не снижается и остается на уровне 60%. Степень износа объектов коммунальной инфраструктуры в настоящее время по отдельным муниципальным образованиям достигает 70–80%. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Темпы нарастания износа продолжают составлять 2–3% в год. Существующий уровень тарифов на ЖКУ зачастую не позволяет компенсировать расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса.
— Есть ли в Минрегионе понимание политически и экономически допустимого потолка тарифов ЖКХ в России, как концептуально он определяется?
— Учитывая сценарные условия функционирования экономики РФ и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, разработанный Минэкономразвития и одобренный на заседании правительства 23 сентября, тарифное регулирование на 2011 год осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ — исходя из того, что рост платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий (льгот) должен сложиться на уровне, не превышающем 115%. Это при сопоставимых условиях, без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг.
— Потребители услуг ЖКХ являются одними из самых незащищенных групп потребителей в России — у отрасли достаточно старая нормативная база, если говорить о "Правилах предоставления услуг ЖКХ", а при наличии массовых нарушений этих правил устройство и иерархия хозяйствующих субъектов в ЖКХ таковы, что рядовым гражданам невозможно в них разобраться. Новые версии правил были отвергнуты летом 2010 года за "антисоциальность". В какой стадии сейчас работа над этим документом?
— Обновление и совершенствование нормативно-правовой базы ЖКХ является одним из главных приоритетов деятельности министерства. При этом нами был избран комплексный подход — только таким способом мы можем обеспечить надлежащий уровень правовой защищенности потребителя. Госдумой уже принят в первом чтении проект изменений в Жилищный кодекс и другие законодательные акты, направленные на совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами. Одновременно разрабатываются изменения в законодательство, устанавливающие стандарты деятельности и ответственность управляющих организаций.
Правила предоставления коммунальных услуг — основополагающий документ, регулирующий отношения потребителя с управляющими организациями (УО, ТСЖ, ЖК и т. д.). Минрегион России с учетом практики применения старой редакции разработал новую и внес ее в правительство, где в настоящий момент производится ее доработка. Новая редакция правил содержит ряд нововведений, направленных на обеспечение гарантированного предоставления гражданам коммунальных услуг, соответствующих установленным требованиям, а также включает положения, направленные на реализацию механизмов энергосбережения в жилищном фонде.
— У Минрегиона нет контрольных функций в области ЖКХ. Возможно, есть положительный опыт взаимодействия с ведомствами, у которых такие полномочия есть— Роспотребнадзором, например…
— Министерство регионального развития осуществляет взаимодействие со многими федеральными органами исполнительной власти, в том числе и с Роспотребнадзором — в рамках разработки нормативных правовых актов, реализации целевых программ. Несмотря на то что жилищные инспекции, работающие на уровне субъектов РФ, не находятся в отношениях субординации с Минрегионом, осуществляется постоянное взаимодействие в форме информационного обмена, консультаций. Сведения, получаемые от жилищных инспекций, используются в работе министерства. Мы занимаемся постоянным изучением и обобщением практики применения нормативных правовых актов в подведомственной сфере. Результаты подобного обобщения учитываются в процессе разработки нормативных правовых актов.
— Встречная проблема — проблема неплатежей населения за услуги ЖКХ…
— По оперативным данным собираемость платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в целом по Российской Федерации составляет 93,3%.
— Принято ли решение, которое предлагал обсудить президент Дмитрий Медведев: о сокращении срока задолженности, влекущего за собой отключение потребителей от коммунальных сетей? Каким будет этот срок и какой, по оценке министерства, эффект он даст?
— Решение о сокращении срока неоплаты или неполной оплаты предоставляемых коммунальных услуг, при котором допускается приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, было реализовано при подготовке новой редакции "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам". Указанный срок, в настоящий момент составляющий шесть месяцев, в новой редакции правил был сокращен до трех. По оценке министерства, подобные изменения будут играть стимулирующую роль и способствовать решению проблемы неплатежей населения за коммунальные услуги.
— В связи с тем что скорость роста тарифов ощутимо опережает инфляцию уже несколько лет, как сейчас выглядит ситуация с переходом на 100-процентную оплату тарифов ЖКХ в среднем по стране?
— По оперативным данным, переход на 100-процентную оплату населением стоимости жилищно-коммунальных услуг в целом по РФ не осуществлен. Установленный уровень возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг составляет 89,4%.
— В перспективе 2011–2012 годов существуют ли проблемы, требующие дальнейшего роста реальных (за вычетом инфляции) тарифов ЖКХ выше 15–20%?
— Несомненно, в этой области проблемы существуют, например связанные с модернизацией объектов. При этом министерство придерживается позиции, в соответствии с которой проблемы коммунального комплекса необходимо решать не только за счет одного роста тарифов, но и путем привлечения частных инвестиций. Минрегионом проводится работа по повышению инвестиционной привлекательности отрасли ЖКХ.
— Каким мог бы быть оптимальный сценарий развития ситуации в ЖКХ, если бы не существовало социальных ограничений на рост тарифов? Каким бы в этой ситуации был тариф?
— Сложно точно предсказать, какой именно был бы рост тарифов при отсутствии социальных ограничений на его рост, устанавливаемый правительством. Это зависело бы от множества факторов влияния. Однако с уверенностью можно сказать, что размер тарифа был бы на порядок выше.
— С экономической точки зрения большая часть проблем отрасли вызвана высокой степенью ее монополизированности — сотрудники ЖКХ, по сути, скорее являются чиновниками. Обсуждается ли в министерстве возможность включения отрасли в эту программу приватизации?
— По данным формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства", по состоянию на 1 июля 2010 года доля муниципальных и государственных предприятий ЖКХ составляет лишь около 25%.
— Планы правительства по созданию региональных фондов капремонта многоквартирных домов фактически означают, что населению — за вычетом МКД, попадающих под мероприятия Фонда ЖКХ, то есть ветхих и аварийных,— будет предложено начать копить на капитальный ремонт с нуля. При этом — если для нового, изначально приватизированного жилого фонда это справедливо, то в части капремонта домов, уже имевших износ на момент приватизации, у государства имеется определенная задолженность. Существуют ли оценки этой задолженности и адекватные подходы к ее ликвидации?
— Минрегион совместно с федеральными органами исполнительной власти разработал проект закона, направленного на создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Предлагаемые поправки установят нормативную базу для принятия решений на уровне правительства и субъектов федерации, необходимых для формирования систем финансирования капитального ремонта МКД — с учетом особенностей каждого региона, включая выбор доступных механизмов финансирования на основе решений, принимаемых самостоятельно каждым из субъектов. Изменения позволят формировать единую методологическую базу в решении задачи по сохранению жилищного фонда, продлению сроков его эксплуатации, повышению энергоэффективности МКД.
Законопроект закрепляет право выбора механизма финансирования региональных систем капитального ремонта МКД за субъектом Российской Федерации. Такие системы могут быть построены как на накопительной основе, так и на использовании заемных средств или сочетании элементов накопительной и кредитной систем финансирования. Вместе с тем в рамках указанной системы будет сохранена возможность софинансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Коммерсантъ
Минрегион не будет штрафовать россиян за отсутствие счетчиков
Из новой редакции правил предоставления услуг ЖКХ, опубликованной Минрегионом, исчезли жесткие меры стимулирования населения к установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Теперь к установке счетчиков граждан должна подталкивать экономия при расчете за коммунальные услуги "по приборам" в сравнении с платежами по нормативам и отсутствие коммунальных разборок, неизбежных при установлении количества временных потребителей "нормативно" оплачиваемых услуг, пишет сегодня издание "Коммерсантъ".
Минрегион опубликовал проект постановления правительства, которым будут введены в действие новые правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг. Предполагается, что они вступят в силу с 1 июля 2011г.
Более ранняя редакция правил предполагала обязательную установку счетчиков с сопутствующим кратным ростом коммунальных платежей для тех, кто их не установит.
Отказ от резкого перехода к тотальному учету индивидуального потребления в ЖКХ объясняют социальным протестом, который вызывают подобные меры, а также отсутствием четких регламентов в этой области. Так, для того чтобы заплатить по счетчику, зачастую необходимо лично предоставить поставщику услуг его данные, расчет же по нормативам происходит автоматически и не требует участия собственника помещения.
РБК
Минрегион откручивает счетчик назад
Штрафной тариф при его отсутствии снижен на порядок
Вчера Минрегион опубликовал новые повышающие коэффициенты, которые будут применяться к тарифам на услуги ЖКХ для жилых помещений, в которых не установлены счетчики на газ и воду. Повышение составит 20% с 2012 года и 40% с 1 января 2013 года, заявил замглавы Минрегиона Анатолий Попов. Ранее опубликованный министерством проект "Правил предоставления услуг ЖКХ" предполагал рост тарифов в разы, что подтверждали и в самом ведомстве. По данным "Ъ", документ был вновь переписан после критики со стороны потребителей, причем последней редакции еще не видели даже в Минэкономики.
Заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов сообщил вчера, что ведомство скорректировало опубликованный еще в июле проект "Правил предоставления услуг ЖКХ". Согласно новой редакции "Правил", граждане, не установившие счетчики на газ и воду, будут платить больше "с января 2012 года на 20%, а с 2013 года — на 40%",— заявил вчера господин Попов. Также он отметил, что в ранее распространенной в прессе информации есть две неточности: по масштабам увеличения платежей, а также по срокам. Напомним, 2 августа "Ъ" писал о том, что Минрегион планирует увеличить тарифы для потребителей без счетчиков уже с 1 января 2011 года вдвое, а с 1 января 2012 года — вчетверо. Тогда в ведомстве в электронной переписке с редакцией комментировали свои намерения так: "Правилами закрепляются механизмы, которые помогают потребителям заблаговременно получить информацию о необходимости (а после 1 января 2011 года — обязанности) приобретения и использования приборов учета. В платежных документах должна содержаться информация с предупреждением о применении... повышающего коэффициента не менее чем за 3 расчетных периода до начала его применения". Информацию о кратном росте тарифов в министерстве тогда не опровергали.
Отметим, что в версии "Правил", доступной на сайте Минрегиона на 19 августа, увеличение тарифов вдвое и вчетверо по-прежнему предполагается — при взимании платы "за коммунальные услуги в нежилых помещениях индивидуального пользования в многоквартирном доме": "С 1 января 2011 года при отсутствии индивидуального прибора учета... размер платы за коммунальные услуги рассчитывается... исходя из объема (количества) коммунального ресурса, умноженного на повышающий коэффициент 2, а при отсутствии прибора учета более одного года — на повышающий коэффициент 4" (раздел 3, пункт 22). Для жилых же помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, на сайте Минрегиона предусмотрен третий вариант увеличения тарифов: "После 31 декабря 2012 года размер платы за коммунальные услуги... определяется... исходя из нормативов потребления, умноженных на коэффициент 2,5" (раздел 3, пункт 21).
Впрочем, по словам замминистра, в настоящее время законопроект опять проходит стадию согласования на уровне всех заинтересованных ведомств, а его представление на рассмотрение правительства предполагается в сентябре текущего года. Вчера в пресс-службе Минэкономики (министерство участвует в согласовании документа) "Ъ" сообщили, что последней версии "Правил" еще не видели и не готовы ее обсуждать, предложив дождаться, пока текст поступит в ведомство.
По данным "Ъ", уже направленный в правительство документ (2 августа Минрегион подтвердил это агентству "Интерфакс") был изменен по инициативе министра Виктора Басаргина, потребовавшего от руководства отрасли либерализации избыточно жестких норм "Правил"; подтвердить или опровергнуть эту информацию у пресс-секретаря министра Алексея Чернышева "Ъ" вчера не удалось. С критикой предложений об увеличении цены на воду и газ для граждан, не имеющих счетчиков их расхода, выступала, в частности, Международная конфедерация обществ потребителей. "Этот проект должен вызвать вопросы у контролирующих органов, поскольку получается, что устанавливается разный тариф за одну и ту же услугу",— заявил 2 августа "Интерфаксу" предправления конфедерации Дмитрий Янин, также высказавший претензии к завышенным нормативам расхода горячей и холодной воды. "Люди и так переплачивают. Если предлагается плату еще увеличить, то это может вызвать справедливое возмущение граждан",— предупреждал тогда он.
Вчера, оценивая ситуацию в целом в сфере ЖКХ, сам господин Попов назвал ее сложной. "В этом году (за первое полугодие) ухудшилась ситуация с собираемостью платежей. В фактических платежах собираемость составила 82%. В прошлом году она была 93%",— посетовал замминистра, уточнив, что ухудшилась и ситуация с дебиторской задолженностью предприятий отрасли: по итогам первого полугодия она составила 600 млрд руб. против 480 млрд руб. год назад; доходы предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, составили в 2009 году 50 млрд руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн руб.
Однако какими бы ни были наценки за отсутствие счетчиков, эту ситуацию они вряд ли исправят: согласно всем вариантам "Правил", избыточные средства от их применения в систему ЖКХ не попадут: их можно будет использовать только для субсидий тем, кто счетчики уже установил.
Коммерсантъ
Убедительных разъяснений, ссылаясь на Постановление Правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», директор ООО «УРЭП» дать не смог. То ли сказать конкретного было нечего, то ли ему просто толпа не давала высказаться, обрушивая все новые и новые вопросы. Присутствующий на встрече депутат Сергей Маршавин, стараясь помочь последовательно изложить факты, предложил трем жильцам на следующий день в его присутствии отправиться в кабинет к Бурданцеву и в спокойной обстановке разобраться в правильности начисления оплаты за воду.
Огромное количество жалоб поступило в прокуратуру, и не только, и по данному факту будет проведена проверка с публикацией результатов материалов в районной газете. Так было решено обеими сторонами.
Правомерны действия ООО «УРЭП» или нет можно судить по нижеследующим статьям где ситуацию с реформированием отрасли ЖКХ проясняет заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов.
04.03.2011. Заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов о законодательном регулировании в ЖКХ
Несмотря на передачу на региональный уровень регулирования отрасли, Минрегион остается ключевым ведомством, определяющим рамочные "правила игры" для ЖКХ в правительстве. Заместитель министра АНАТОЛИЙ ПОПОВ в интервью “Ъ” рассказывает о том, как выглядит проблема тарифов ЖКХ на стыке законодательства и его применения.
— Прошел год с отставки одного из авторов реформы ЖКХ, заместителя главы ведомства Сергея Круглика — фактически он был уволен со своей должности с мотивировкой "за рост тарифов ЖКХ". Помимо временного "подъема" тарифного регулирования с муниципального на региональный уровень предприняты уже или готовятся какие-то стратегические решения в этой области?
— Реформирование отрасли ЖКХ ведется по нескольким направлениям. Министерством принят ряд мер, направленных на совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности по управлению многоквартирными домами, Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ", разработанный нами совместно с другими федеральными органами.
Для повышения качества предоставляемых коммунальных услуг разработана и внесена в правительство новая редакция "Правил предоставления коммунальных услуг", а также разработаны "Правила заключения договоров организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами" с поставщиками ресурсов. На уровень субъектов РФ переданы полномочия по установлению нормативов потребления всех видов коммунальных услуг. В дальнейшем будут полностью исключены случаи манипулирования нормативами потребления коммунальных услуг со стороны недобросовестных органов местного самоуправления. К тому же Минрегионом разработан и принят ряд нормативно-правовых актов по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на реализацию закона № 261 "Об энергосбережении" от 23 ноября 2009 года.
Таким образом, сейчас завершается нормотворческая работа по созданию и доработке системы документов, которая позволит не только решить задачу сокращения энергоемкости ВВП, но и — самое главное — повысить уровень и качество жизни и проживания наших сограждан.
— Насколько серьезная с точки зрения Минрегиона была оказана с 1 января налоговая поддержка отрасли?
— Действительно, с 1 января 2010 года, согласно п.п. 29 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса, от НДС освобождается реализация коммунальных услуг в многоквартирном доме, оказываемых управляющими организациями,— при условии приобретения коммунальных услуг данными налогоплательщиками у организаций или индивидуальных предпринимателей, непосредственно оказывающих указанные услуги. Также не подлежит налогообложению указанным налогом реализация управляющими организациями работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Освобождение осуществляется при условии приобретения этих работ и услуг у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно их оказывающих. Конечно, все эти меры положительным образом сказываются на работе управляющих организаций.
— Тем не менее, почему снизилась рентабельность отрасли в конце 2010 года? В целом, какие факторы на нее влияют?
— Снижение рентабельности отрасли объясняется тем, что себестоимость услуг организаций коммунального комплекса увеличивается, а рост тарифов на коммунальные услуги в целях социальной защиты населения ограничивается предельным уровнем. Кроме того, на рентабельность отрасли влияют изношенность основных производственных фондов предприятий коммунального комплекса в сочетании с увеличивающейся нагрузкой на сети, что зачастую может являться причиной частых аварий и низкого качества оказания жилищно-коммунальных услуг.
— Понятно, что инвестировать в ЖКХ можно сколько угодно, тем не менее, что сейчас гарантирует для сектора нынешний уровень тарифов — отсутствие существенного прогресса износа, сокращение износа оборудования, некоторый рост отставания?
— Низкий уровень благосостояния населения не позволяет увеличить тарифы до необходимого уровня. При этом физический износ основных фондов ЖКХ в России фактически не снижается и остается на уровне 60%. Степень износа объектов коммунальной инфраструктуры в настоящее время по отдельным муниципальным образованиям достигает 70–80%. Около 30% основных фондов жилищно-коммунального хозяйства уже полностью отслужили нормативные сроки. Темпы нарастания износа продолжают составлять 2–3% в год. Существующий уровень тарифов на ЖКУ зачастую не позволяет компенсировать расходы предприятий жилищно-коммунального комплекса.
— Есть ли в Минрегионе понимание политически и экономически допустимого потолка тарифов ЖКХ в России, как концептуально он определяется?
— Учитывая сценарные условия функционирования экономики РФ и основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, разработанный Минэкономразвития и одобренный на заседании правительства 23 сентября, тарифное регулирование на 2011 год осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ — исходя из того, что рост платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году с учетом предоставляемых из бюджетов различных уровней гражданам субсидий (льгот) должен сложиться на уровне, не превышающем 115%. Это при сопоставимых условиях, без учета дополнительного прироста платы за счет увеличения объема потребления услуг по индивидуальным приборам учета, а также изменения набора коммунальных услуг.
— Потребители услуг ЖКХ являются одними из самых незащищенных групп потребителей в России — у отрасли достаточно старая нормативная база, если говорить о "Правилах предоставления услуг ЖКХ", а при наличии массовых нарушений этих правил устройство и иерархия хозяйствующих субъектов в ЖКХ таковы, что рядовым гражданам невозможно в них разобраться. Новые версии правил были отвергнуты летом 2010 года за "антисоциальность". В какой стадии сейчас работа над этим документом?
— Обновление и совершенствование нормативно-правовой базы ЖКХ является одним из главных приоритетов деятельности министерства. При этом нами был избран комплексный подход — только таким способом мы можем обеспечить надлежащий уровень правовой защищенности потребителя. Госдумой уже принят в первом чтении проект изменений в Жилищный кодекс и другие законодательные акты, направленные на совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами. Одновременно разрабатываются изменения в законодательство, устанавливающие стандарты деятельности и ответственность управляющих организаций.
Правила предоставления коммунальных услуг — основополагающий документ, регулирующий отношения потребителя с управляющими организациями (УО, ТСЖ, ЖК и т. д.). Минрегион России с учетом практики применения старой редакции разработал новую и внес ее в правительство, где в настоящий момент производится ее доработка. Новая редакция правил содержит ряд нововведений, направленных на обеспечение гарантированного предоставления гражданам коммунальных услуг, соответствующих установленным требованиям, а также включает положения, направленные на реализацию механизмов энергосбережения в жилищном фонде.
— У Минрегиона нет контрольных функций в области ЖКХ. Возможно, есть положительный опыт взаимодействия с ведомствами, у которых такие полномочия есть— Роспотребнадзором, например…
— Министерство регионального развития осуществляет взаимодействие со многими федеральными органами исполнительной власти, в том числе и с Роспотребнадзором — в рамках разработки нормативных правовых актов, реализации целевых программ. Несмотря на то что жилищные инспекции, работающие на уровне субъектов РФ, не находятся в отношениях субординации с Минрегионом, осуществляется постоянное взаимодействие в форме информационного обмена, консультаций. Сведения, получаемые от жилищных инспекций, используются в работе министерства. Мы занимаемся постоянным изучением и обобщением практики применения нормативных правовых актов в подведомственной сфере. Результаты подобного обобщения учитываются в процессе разработки нормативных правовых актов.
— Встречная проблема — проблема неплатежей населения за услуги ЖКХ…
— По оперативным данным собираемость платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в целом по Российской Федерации составляет 93,3%.
— Принято ли решение, которое предлагал обсудить президент Дмитрий Медведев: о сокращении срока задолженности, влекущего за собой отключение потребителей от коммунальных сетей? Каким будет этот срок и какой, по оценке министерства, эффект он даст?
— Решение о сокращении срока неоплаты или неполной оплаты предоставляемых коммунальных услуг, при котором допускается приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг, было реализовано при подготовке новой редакции "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам". Указанный срок, в настоящий момент составляющий шесть месяцев, в новой редакции правил был сокращен до трех. По оценке министерства, подобные изменения будут играть стимулирующую роль и способствовать решению проблемы неплатежей населения за коммунальные услуги.
— В связи с тем что скорость роста тарифов ощутимо опережает инфляцию уже несколько лет, как сейчас выглядит ситуация с переходом на 100-процентную оплату тарифов ЖКХ в среднем по стране?
— По оперативным данным, переход на 100-процентную оплату населением стоимости жилищно-коммунальных услуг в целом по РФ не осуществлен. Установленный уровень возмещения населением затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг составляет 89,4%.
— В перспективе 2011–2012 годов существуют ли проблемы, требующие дальнейшего роста реальных (за вычетом инфляции) тарифов ЖКХ выше 15–20%?
— Несомненно, в этой области проблемы существуют, например связанные с модернизацией объектов. При этом министерство придерживается позиции, в соответствии с которой проблемы коммунального комплекса необходимо решать не только за счет одного роста тарифов, но и путем привлечения частных инвестиций. Минрегионом проводится работа по повышению инвестиционной привлекательности отрасли ЖКХ.
— Каким мог бы быть оптимальный сценарий развития ситуации в ЖКХ, если бы не существовало социальных ограничений на рост тарифов? Каким бы в этой ситуации был тариф?
— Сложно точно предсказать, какой именно был бы рост тарифов при отсутствии социальных ограничений на его рост, устанавливаемый правительством. Это зависело бы от множества факторов влияния. Однако с уверенностью можно сказать, что размер тарифа был бы на порядок выше.
— С экономической точки зрения большая часть проблем отрасли вызвана высокой степенью ее монополизированности — сотрудники ЖКХ, по сути, скорее являются чиновниками. Обсуждается ли в министерстве возможность включения отрасли в эту программу приватизации?
— По данным формы федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства", по состоянию на 1 июля 2010 года доля муниципальных и государственных предприятий ЖКХ составляет лишь около 25%.
— Планы правительства по созданию региональных фондов капремонта многоквартирных домов фактически означают, что населению — за вычетом МКД, попадающих под мероприятия Фонда ЖКХ, то есть ветхих и аварийных,— будет предложено начать копить на капитальный ремонт с нуля. При этом — если для нового, изначально приватизированного жилого фонда это справедливо, то в части капремонта домов, уже имевших износ на момент приватизации, у государства имеется определенная задолженность. Существуют ли оценки этой задолженности и адекватные подходы к ее ликвидации?
— Минрегион совместно с федеральными органами исполнительной власти разработал проект закона, направленного на создание системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов. Предлагаемые поправки установят нормативную базу для принятия решений на уровне правительства и субъектов федерации, необходимых для формирования систем финансирования капитального ремонта МКД — с учетом особенностей каждого региона, включая выбор доступных механизмов финансирования на основе решений, принимаемых самостоятельно каждым из субъектов. Изменения позволят формировать единую методологическую базу в решении задачи по сохранению жилищного фонда, продлению сроков его эксплуатации, повышению энергоэффективности МКД.
Законопроект закрепляет право выбора механизма финансирования региональных систем капитального ремонта МКД за субъектом Российской Федерации. Такие системы могут быть построены как на накопительной основе, так и на использовании заемных средств или сочетании элементов накопительной и кредитной систем финансирования. Вместе с тем в рамках указанной системы будет сохранена возможность софинансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
Коммерсантъ
Из новой редакции правил предоставления услуг ЖКХ, опубликованной Минрегионом, исчезли жесткие меры стимулирования населения к установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов.
Теперь к установке счетчиков граждан должна подталкивать экономия при расчете за коммунальные услуги "по приборам" в сравнении с платежами по нормативам и отсутствие коммунальных разборок, неизбежных при установлении количества временных потребителей "нормативно" оплачиваемых услуг, пишет сегодня издание "Коммерсантъ".
Минрегион опубликовал проект постановления правительства, которым будут введены в действие новые правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг. Предполагается, что они вступят в силу с 1 июля 2011г.
Более ранняя редакция правил предполагала обязательную установку счетчиков с сопутствующим кратным ростом коммунальных платежей для тех, кто их не установит.
Отказ от резкого перехода к тотальному учету индивидуального потребления в ЖКХ объясняют социальным протестом, который вызывают подобные меры, а также отсутствием четких регламентов в этой области. Так, для того чтобы заплатить по счетчику, зачастую необходимо лично предоставить поставщику услуг его данные, расчет же по нормативам происходит автоматически и не требует участия собственника помещения.
РБК
Штрафной тариф при его отсутствии снижен на порядок
Вчера Минрегион опубликовал новые повышающие коэффициенты, которые будут применяться к тарифам на услуги ЖКХ для жилых помещений, в которых не установлены счетчики на газ и воду. Повышение составит 20% с 2012 года и 40% с 1 января 2013 года, заявил замглавы Минрегиона Анатолий Попов. Ранее опубликованный министерством проект "Правил предоставления услуг ЖКХ" предполагал рост тарифов в разы, что подтверждали и в самом ведомстве. По данным "Ъ", документ был вновь переписан после критики со стороны потребителей, причем последней редакции еще не видели даже в Минэкономики.
Заместитель главы Минрегиона Анатолий Попов сообщил вчера, что ведомство скорректировало опубликованный еще в июле проект "Правил предоставления услуг ЖКХ". Согласно новой редакции "Правил", граждане, не установившие счетчики на газ и воду, будут платить больше "с января 2012 года на 20%, а с 2013 года — на 40%",— заявил вчера господин Попов. Также он отметил, что в ранее распространенной в прессе информации есть две неточности: по масштабам увеличения платежей, а также по срокам. Напомним, 2 августа "Ъ" писал о том, что Минрегион планирует увеличить тарифы для потребителей без счетчиков уже с 1 января 2011 года вдвое, а с 1 января 2012 года — вчетверо. Тогда в ведомстве в электронной переписке с редакцией комментировали свои намерения так: "Правилами закрепляются механизмы, которые помогают потребителям заблаговременно получить информацию о необходимости (а после 1 января 2011 года — обязанности) приобретения и использования приборов учета. В платежных документах должна содержаться информация с предупреждением о применении... повышающего коэффициента не менее чем за 3 расчетных периода до начала его применения". Информацию о кратном росте тарифов в министерстве тогда не опровергали.
Отметим, что в версии "Правил", доступной на сайте Минрегиона на 19 августа, увеличение тарифов вдвое и вчетверо по-прежнему предполагается — при взимании платы "за коммунальные услуги в нежилых помещениях индивидуального пользования в многоквартирном доме": "С 1 января 2011 года при отсутствии индивидуального прибора учета... размер платы за коммунальные услуги рассчитывается... исходя из объема (количества) коммунального ресурса, умноженного на повышающий коэффициент 2, а при отсутствии прибора учета более одного года — на повышающий коэффициент 4" (раздел 3, пункт 22). Для жилых же помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, на сайте Минрегиона предусмотрен третий вариант увеличения тарифов: "После 31 декабря 2012 года размер платы за коммунальные услуги... определяется... исходя из нормативов потребления, умноженных на коэффициент 2,5" (раздел 3, пункт 21).
Впрочем, по словам замминистра, в настоящее время законопроект опять проходит стадию согласования на уровне всех заинтересованных ведомств, а его представление на рассмотрение правительства предполагается в сентябре текущего года. Вчера в пресс-службе Минэкономики (министерство участвует в согласовании документа) "Ъ" сообщили, что последней версии "Правил" еще не видели и не готовы ее обсуждать, предложив дождаться, пока текст поступит в ведомство.
По данным "Ъ", уже направленный в правительство документ (2 августа Минрегион подтвердил это агентству "Интерфакс") был изменен по инициативе министра Виктора Басаргина, потребовавшего от руководства отрасли либерализации избыточно жестких норм "Правил"; подтвердить или опровергнуть эту информацию у пресс-секретаря министра Алексея Чернышева "Ъ" вчера не удалось. С критикой предложений об увеличении цены на воду и газ для граждан, не имеющих счетчиков их расхода, выступала, в частности, Международная конфедерация обществ потребителей. "Этот проект должен вызвать вопросы у контролирующих органов, поскольку получается, что устанавливается разный тариф за одну и ту же услугу",— заявил 2 августа "Интерфаксу" предправления конфедерации Дмитрий Янин, также высказавший претензии к завышенным нормативам расхода горячей и холодной воды. "Люди и так переплачивают. Если предлагается плату еще увеличить, то это может вызвать справедливое возмущение граждан",— предупреждал тогда он.
Вчера, оценивая ситуацию в целом в сфере ЖКХ, сам господин Попов назвал ее сложной. "В этом году (за первое полугодие) ухудшилась ситуация с собираемостью платежей. В фактических платежах собираемость составила 82%. В прошлом году она была 93%",— посетовал замминистра, уточнив, что ухудшилась и ситуация с дебиторской задолженностью предприятий отрасли: по итогам первого полугодия она составила 600 млрд руб. против 480 млрд руб. год назад; доходы предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ, составили в 2009 году 50 млрд руб. при годовом обороте отрасли 2,7 трлн руб.
Однако какими бы ни были наценки за отсутствие счетчиков, эту ситуацию они вряд ли исправят: согласно всем вариантам "Правил", избыточные средства от их применения в систему ЖКХ не попадут: их можно будет использовать только для субсидий тем, кто счетчики уже установил.
Коммерсантъ
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.