Августовский педсовет. У "Матросов" есть вопросы
- Печать
- 03.09.2008
- Без категории
- 2903 Прочтений
- 0 Комментариев
В минувший четверг директора школ, завучи, профсоюзные лидеры учительских «первичек» собрались во Дворце детского творчества на традиционный августовский педсовет. В его работе принял участие заместитель главы администрации района Александр Ильич Никулин. Тема - итоги инновационной работы в прошлом учебном году и ее перспективы в новом. Об этом подробно рассказала заместитель начальника отдела по образованию Надежда Васильевна Новикова. Есть хорошее: базовые школы получают современное оборудование, педагоги - президентские премии, а дети показали на едином госэкзамене неплохие знания. Есть не очень: продолжается оптимизация, сельские школы закрываются или изменяется их статус. В частности, четыре средних школы стали девятилетками, одна девятилетка - начальной, еще три школы основного общего образования - структурными подразделениями других учебных заведений. Но сегодня - без деталей. О них постараемся рассказать в одном из следующих номеров.
Официальная часть педсовета была информативной. Но какой-то вялой: в зал летели цифры и факты, которые у собравшихся не вызывали реакции.
— Вопросы будут? - каждый раз интересовался Александр Ильич. Но у педагогов, как у матросов, не было вопросов.
— Неужели все хорошо? И нет проблем, и все устраивает...
Первым поднял руку директор Землянской школы Валерий Викторович Синягин.
— Мы говорим со знаком плюс о том, что усложняются программы, что дети получают углубленные знания, — начал он. - Но все ли могут «переварить» растущий объем информации? Тех, кто семи пядей во лбу, единицы. Половина учеников - сложные. Они не в состоянии усвоить то, чем их сегодня пичкают. Детям трудно сдавать единый госэкзамен. Учеба вызывает отторжение и неврозы. А мы в погоне за показателями забываем о главном - о здоровье, сами загоняем детей в стрессы. К огромному сожалению, новые образовательные технологии рассчитаны даже не на среднего ученика. А коррекционных программ для сложных детей в наших школах нет.
Но главное - использовать их Стало невыгодно. По мнению Валерия Викторовича, существующая система оплаты учительского труда напрямую привязана к успехам. Свидетельство тому - увеличивающееся количество классов с углубленным изучением отдельных предметов. Но в них, как правило, собирают умников и умниц, которые, как губки, впитывают углубленные знания. И результат учительского труда на виду, его проще перевести в рубли. Чтобы добиться нормальной учебы от трудного ребенка, педагогу приходится затрачивать значительно больше усилий и времени. Но результат нулевой, оплата - копеечная.
Есть и проблемы, связанные с профориентацией выпускников.
— В стране квалифицированные рабочие - дефицит, — продолжает Валерий Викторович. - А нынешняя система образования чуть ли не с первого класса нацеливает на получение высшего образования. Престиж рабочих профессий упал ниже плинтуса. А дипломированные юристы и экономисты - безработные.
Много реплик с мест по поводу тестовой системы оценки знаний - единого госэкзамена. Учителя говорят: тесты не дают объективной картины, что по билетам проще понять, знает ребенок предмет или нет. При непосредственном контакте можно учесть индивидуальные особенности ребенка, вывести его из ступора, который нередко возникает на экзамене.
— Единый госэкзамен был, есть и будет, — объяснил Александр Ильич. - С 1 января 2009 года он больше не эксперимент, и становится обязательным на территории всей страны. С этим ничего не поделаешь. А по поводу здоровья школьников вместе с медиками подумаем. В этом плане надо что-то делать. Не в нынешнем, так в следующем году.
Отвечая на вопросы об инновациях, Александр Ильич сказал, что надо меру знать. В том плане, что никто не заставляет использовать сложные и непонятные технологии на уроках.
— К примеру, в школе есть учитель биологии Марь Иванна. Она двадцать лет предмет преподает по своей методике. И результаты отличные. Надо ли ей что-то менять? Нет! Новые технологии - не самоцель, главное - знания.
— Но ведь приходится, как тому дураку, лоб расшибать, — возражают учителя. - Потому что при скудном бюджетном финансировании единственная возможность как-то развиваться, решать проблемы - это гранты. А их дают только тем, кто внедряет инновации. То есть, если Марь Иванна работает хорошо, но по-старому, не видать ей ни нового кабинета, ни наглядных пособий...
И даже, если Марь Иванна решится-таки на инновации, не факт, что все «срастется». Учитель русского языка и литературы Елена Валерьевна Юдина поделилась с коллегами такой бедой. У нее класс с углубленным изучением русского языка. Но совершенствовать знания ребятам приходится в буквальном смысле на пальцах. Потому что специальной учебной литературы нет. Теоретически они существуют, но...
— Обегала все книжные магазины в Семилуках и в Воронеже, — рассказывает Елена Валерьевна. - Напрасно. Обычных учебников много, а специальные, по словам продавцов, не печатают - спрос маленький.
Многие педагоги сетовали на то, что российская система образования все больше походит на американскую. Складывается впечатление, что господин Фурсенко
(министр образования) всеми правдами и неправдами пытается нам ее навязать. Тут и тесты, и бездумная гонка за результатами, и создание базовых школ, образовательных округов...
— Москва рубит с плеча, — говорят педагоги. - Никто не пытается анализировать, насколько оправданы эти преобразования, насколько они применимы в наших условиях. И какие последствия могут вызвать.
Пример - закрытие небольших сельских школ. Прежде всего, это удар по тем населенным пунктам, в которых они находятся. По сути -приговор. Но речь не об этом. Что-то подобное происходило в недавнем прошлом с детскими садами. Пачками их ликвидировали, здания разрушались. А сегодня рождаемость растет. Мест в оставшихся детских садах не хватает. И власть вынуждена тратить серьезные деньги на восстановление старых и строительство новых. Не получится ли то же самое со школами?
— Некоторые родители, не дожидаясь оптимизации, переводят детей в базовые школы, — рассказывают мне педагоги малочисленных школ. - Там современные классы, новые компьютеры, а у нас парты 1963 года. И не потому, что мы плохие, сидим и ничего не делаем. Хоть в лепешку разбейся, но оборудованные кабинеты, интерактивные доски дают только базовым школам. У нас нет шансов их получить...
По поводу мебели заместитель начальника отдела по образованию Надежда Васильевна Новикова ответила так. Если материальная база более 20 лет нормально не пополнялась, то обновить ее за 2-3 года при наших бюджетных заработках невозможно. По мере возможностей будем менять. Зал реагировал скептически.
У Александра Ильича свое мнение по поводу закрытия школ:
— Давайте называть это иначе - оптимизация. Она зависит не только от количества детей в школе. Есть более важный фактор – наличие в селе рабочих мест, с которым будем увязывать и здравоохранение, и культуру. Вообще, всю социальную сферу. Современный трактор значительно производительнее советского, в животноводстве будущее за комплексами в десятки тысяч голов, которые обслуживают человек пятнадцать. Хорошо это или плохо, не знаю. Но современным сельхозпредприятиям требуется меньше рабочих рук. Их укрупнение - тоже факт. Вслед за производством меняется и сельская жизнь. Люди переезжают в крупные села, где перспективные предприятия, где хорошая медицина и культура. Именно там надо создавать нормальные условия, а не тратить скудные бюджетные средства на бесперспективную «реанимацию».
По словам Александра Ильича, районное образование в ближайшей перспективе будет выглядеть так. Несколько базовых школ, вокруг которых 5-6 школ-спутников (основного общего образования, начальных). Все старшеклассники будут учиться только в базовых школах. Говоря о новшествах, не раз подчеркивал - многое вредит образованию, многое мы не в состоянии изменить. Но что делать? Надо как-то работать и по возможности развиваться. Довольно резко высказался он и об американизации образования.
— Прежде чем заниматься инновациями, надо взвесить все за и против, — подчеркнул он. - А в столице «списывают» их с Запада...
Это лишь небольшая часть проблем. Беспокоят учителей непростые взаимоотношения с контролирующими органами (требований - море, средств на их выполнение нет), долги по коммунальным выплатам и многое другое. Договорились на том, что педагоги подготовят свои предложения.
— И будем вместе как-то пытаться все это решать, — подытожил Александр Ильич, - по крайней мере то, что в наших силах.
М.ОКОНЬ
"Семилукская жизнь" №96
Официальная часть педсовета была информативной. Но какой-то вялой: в зал летели цифры и факты, которые у собравшихся не вызывали реакции.
— Вопросы будут? - каждый раз интересовался Александр Ильич. Но у педагогов, как у матросов, не было вопросов.
— Неужели все хорошо? И нет проблем, и все устраивает...
Первым поднял руку директор Землянской школы Валерий Викторович Синягин.
— Мы говорим со знаком плюс о том, что усложняются программы, что дети получают углубленные знания, — начал он. - Но все ли могут «переварить» растущий объем информации? Тех, кто семи пядей во лбу, единицы. Половина учеников - сложные. Они не в состоянии усвоить то, чем их сегодня пичкают. Детям трудно сдавать единый госэкзамен. Учеба вызывает отторжение и неврозы. А мы в погоне за показателями забываем о главном - о здоровье, сами загоняем детей в стрессы. К огромному сожалению, новые образовательные технологии рассчитаны даже не на среднего ученика. А коррекционных программ для сложных детей в наших школах нет.
Но главное - использовать их Стало невыгодно. По мнению Валерия Викторовича, существующая система оплаты учительского труда напрямую привязана к успехам. Свидетельство тому - увеличивающееся количество классов с углубленным изучением отдельных предметов. Но в них, как правило, собирают умников и умниц, которые, как губки, впитывают углубленные знания. И результат учительского труда на виду, его проще перевести в рубли. Чтобы добиться нормальной учебы от трудного ребенка, педагогу приходится затрачивать значительно больше усилий и времени. Но результат нулевой, оплата - копеечная.
Есть и проблемы, связанные с профориентацией выпускников.
— В стране квалифицированные рабочие - дефицит, — продолжает Валерий Викторович. - А нынешняя система образования чуть ли не с первого класса нацеливает на получение высшего образования. Престиж рабочих профессий упал ниже плинтуса. А дипломированные юристы и экономисты - безработные.
Много реплик с мест по поводу тестовой системы оценки знаний - единого госэкзамена. Учителя говорят: тесты не дают объективной картины, что по билетам проще понять, знает ребенок предмет или нет. При непосредственном контакте можно учесть индивидуальные особенности ребенка, вывести его из ступора, который нередко возникает на экзамене.
— Единый госэкзамен был, есть и будет, — объяснил Александр Ильич. - С 1 января 2009 года он больше не эксперимент, и становится обязательным на территории всей страны. С этим ничего не поделаешь. А по поводу здоровья школьников вместе с медиками подумаем. В этом плане надо что-то делать. Не в нынешнем, так в следующем году.
Отвечая на вопросы об инновациях, Александр Ильич сказал, что надо меру знать. В том плане, что никто не заставляет использовать сложные и непонятные технологии на уроках.
— К примеру, в школе есть учитель биологии Марь Иванна. Она двадцать лет предмет преподает по своей методике. И результаты отличные. Надо ли ей что-то менять? Нет! Новые технологии - не самоцель, главное - знания.
— Но ведь приходится, как тому дураку, лоб расшибать, — возражают учителя. - Потому что при скудном бюджетном финансировании единственная возможность как-то развиваться, решать проблемы - это гранты. А их дают только тем, кто внедряет инновации. То есть, если Марь Иванна работает хорошо, но по-старому, не видать ей ни нового кабинета, ни наглядных пособий...
И даже, если Марь Иванна решится-таки на инновации, не факт, что все «срастется». Учитель русского языка и литературы Елена Валерьевна Юдина поделилась с коллегами такой бедой. У нее класс с углубленным изучением русского языка. Но совершенствовать знания ребятам приходится в буквальном смысле на пальцах. Потому что специальной учебной литературы нет. Теоретически они существуют, но...
— Обегала все книжные магазины в Семилуках и в Воронеже, — рассказывает Елена Валерьевна. - Напрасно. Обычных учебников много, а специальные, по словам продавцов, не печатают - спрос маленький.
Многие педагоги сетовали на то, что российская система образования все больше походит на американскую. Складывается впечатление, что господин Фурсенко
(министр образования) всеми правдами и неправдами пытается нам ее навязать. Тут и тесты, и бездумная гонка за результатами, и создание базовых школ, образовательных округов...
— Москва рубит с плеча, — говорят педагоги. - Никто не пытается анализировать, насколько оправданы эти преобразования, насколько они применимы в наших условиях. И какие последствия могут вызвать.
Пример - закрытие небольших сельских школ. Прежде всего, это удар по тем населенным пунктам, в которых они находятся. По сути -приговор. Но речь не об этом. Что-то подобное происходило в недавнем прошлом с детскими садами. Пачками их ликвидировали, здания разрушались. А сегодня рождаемость растет. Мест в оставшихся детских садах не хватает. И власть вынуждена тратить серьезные деньги на восстановление старых и строительство новых. Не получится ли то же самое со школами?
— Некоторые родители, не дожидаясь оптимизации, переводят детей в базовые школы, — рассказывают мне педагоги малочисленных школ. - Там современные классы, новые компьютеры, а у нас парты 1963 года. И не потому, что мы плохие, сидим и ничего не делаем. Хоть в лепешку разбейся, но оборудованные кабинеты, интерактивные доски дают только базовым школам. У нас нет шансов их получить...
По поводу мебели заместитель начальника отдела по образованию Надежда Васильевна Новикова ответила так. Если материальная база более 20 лет нормально не пополнялась, то обновить ее за 2-3 года при наших бюджетных заработках невозможно. По мере возможностей будем менять. Зал реагировал скептически.
У Александра Ильича свое мнение по поводу закрытия школ:
— Давайте называть это иначе - оптимизация. Она зависит не только от количества детей в школе. Есть более важный фактор – наличие в селе рабочих мест, с которым будем увязывать и здравоохранение, и культуру. Вообще, всю социальную сферу. Современный трактор значительно производительнее советского, в животноводстве будущее за комплексами в десятки тысяч голов, которые обслуживают человек пятнадцать. Хорошо это или плохо, не знаю. Но современным сельхозпредприятиям требуется меньше рабочих рук. Их укрупнение - тоже факт. Вслед за производством меняется и сельская жизнь. Люди переезжают в крупные села, где перспективные предприятия, где хорошая медицина и культура. Именно там надо создавать нормальные условия, а не тратить скудные бюджетные средства на бесперспективную «реанимацию».
По словам Александра Ильича, районное образование в ближайшей перспективе будет выглядеть так. Несколько базовых школ, вокруг которых 5-6 школ-спутников (основного общего образования, начальных). Все старшеклассники будут учиться только в базовых школах. Говоря о новшествах, не раз подчеркивал - многое вредит образованию, многое мы не в состоянии изменить. Но что делать? Надо как-то работать и по возможности развиваться. Довольно резко высказался он и об американизации образования.
— Прежде чем заниматься инновациями, надо взвесить все за и против, — подчеркнул он. - А в столице «списывают» их с Запада...
Это лишь небольшая часть проблем. Беспокоят учителей непростые взаимоотношения с контролирующими органами (требований - море, средств на их выполнение нет), долги по коммунальным выплатам и многое другое. Договорились на том, что педагоги подготовят свои предложения.
— И будем вместе как-то пытаться все это решать, — подытожил Александр Ильич, - по крайней мере то, что в наших силах.
М.ОКОНЬ
"Семилукская жизнь" №96
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Нет данных для оценки.