Бюджетные повороты
- Печать
- 25.05.2013
- Экономика
- 2400 Прочтений
- 0 Комментариев
Денег у семилукских сел не хватает. Но некоторые ухитряются собирать больше средств, чем соседи
В прошлом номере мы рассказали о бюджете города Семилуки: на что собираются потратить деньги в текущем году, какие работы по благоустройству запланированы. А как обстоят дела в других поселениях района?Увы, в селах ситуация хуже, чем в Семилуках. Причина: маленькие сельские бюджеты не позволяют выполнить более-менее масштабные программы по ремонту и отсыпке улиц, вывозу мусора, наладке освещения, ремонту старой водопроводной сети.
Стрелица
Свою «экскурсию» по району начнем с городского поселения Стрелица. Его бюджет на будущий год – чуть больше 17 млн рублей. Пять из них пойдет на обеспечение деятельности местной администрации. В том числе 3 млн – на зарплату чиновников, 800 тысяч – зарплата главы, 800 тысяч – закупка товаров для нужд стрелицкой власти.А вот на стрелицкую «коммуналку» потратят всего 524 тысячи рублей. Из них 122 – софинансирование программы капремонта многоквартирных домов, 352 тысячи – расходы на благоустройство поселения. 50 тысяч потратят на развитие коммунальной инфраструктуры (в основном это ремонт коммунальных сетей).
Как видим, расходы на содержание поселка Стрелица в 2013 году – крайне скромные. Строка «дорожное хозяйство» в бюджете вообще отсутствует. На благоустройство поселка выделено в 70 раз меньше средств, чем в городе Семилуки. Хотя Стрелица меньше Семилук в 7 раз, а не в 70.
А все потому, что тяжелым бременем «висят» на стрелицком бюджете учреждения образования и культуры. 5,5 миллиона рублей запланировано потратить на нужды детского сада «Лебедь», 2,5 миллиона – на Стрелицкую общеобразовательную школу. 340 тысяч выделено маленькой Бахчеевской школе. Хорошо еще, что зарплаты учителям и воспитателям платятся из районного бюджета – они тоже составляют немалую сумму.
Оставшиеся три миллиона выделены на Стрелицкий городской Дворец культуры. Больше половины из них – зарплата сотрудников. Остальное – содержание самого Дворца, обеспечение деятельности функционирующих в нем кружков и т.п.
Хорошо еще, что нашей Стрелице помогает районная власть: из бюджета района поселку выделено почти 9,5 миллиона рублей. Они покрывают расходы местного бюджета на культуру и образование, но, к сожалению, не позволяют поселению серьезно заняться дорогами и «коммуналкой».
Девица
Ситуация с бюджетом в селе Девица, как ни странно, лучше, чем в соседней Стрелице. Всего в сельскую казну в 2013 году поступит чуть больше 11 млн рублей. На работу чиновников из них потратят 3,9 млн (в том числе 800 тысяч – зарплата главы).
Однако в Девицком сельском бюджете, в отличие от Стрелицы, строчка «дорожное хозяйство» присутствует: на эти цели собираются выделить 1,3 млн рублей. Неплохо, хотя понятно, что на капитальный ремонт центральных улиц этих денег не хватит – в лучшем случае ямочный, и то не везде.
600 тысяч администрация Девицы собирается потратить на благоустройство села. Эта сумма почти вдвое больше, чем в Стрелице (хотя село, в свою очередь, меньше городского поселка в полтора раза). Столько же – 600 тысяч – уйдет на развитие системы девицкого водоснабжения (ремонт изношенных сетей). На коммунальное хозяйство в бюджете предусмотрено 500 тысяч рублей.
Деньги небольшие, но они хотя бы позволят поддерживать старую, аварийную инфраструктуру села в рабочем состоянии. В Стрелице же с этим явно будут проблемы.
Школы и Дом культуры в Девице также требуют немалых бюджетных расходов, хотя они в несколько раз меньше, чем в Стрелице: на содержание Девицкой и Орловлогской школ уйдет 1 млн и 700 тыс. руб., 900 тыс. перечислят Орловлогскому детскому саду. На Дом культуры в Девице собираются израсходовать всего 700 тысяч рублей (напомним, что его здание продано, поэтому девицкое учреждение культуры ютится в бывшей бане).
Интересно, что субсидия районного бюджета Девицкому поселению составляет всего 4,1 млн рублей – вдвое меньше, чем в Стрелице. Но в Девице даже при более скромном районном финансировании смогли изыскать хоть какие-то средства на дороги и «коммуналку». В Стрелице же администрации надо срочно думать, как увеличить наполняемость поселкового бюджета.
Село Латное
В Латненском сельском поселении дела с бюджетом обстоят даже хуже, чем в Стрелице. Расходы на содержание аппарата сельской администрации там, конечно, меньше – 2,5 млн (из них 755 тысяч – расходы на главу). Но и весь бюджет села составляет, увы, всего 3,7 млн рублей. Из них 1 млн уйдет на содержание Латненской школы. На благоустройство села выделяются сущие копейки – всего 132 тысячи рублей, да и те планируется потратить исключительно на освещение. Графа «дорожное хозяйство» в латненском бюджете также отсутствует. Не говоря уже о развитии инфраструктуры и других нуждах. Неудивительно, что жители села постоянно жалуются в редакцию нашей газеты на проблемы с дорогами, мусором, отсутствием элементарного порядка.
Заметим, что районная власть серьезно помогает Латненскому поселению: безвозмездная субсидия из бюджета района – 2,5 млн руб. (68 % доходов). Да вот беда: все эти деньги уходят на содержание сельских чиновников, а на благоустройство их не хватает.
Может быть, имеет смысл сократить аппарат латненской администрации? Или снизить зарплату главе: сегодня он получает столько же, сколько главы Девицы и Стрелицы, хотя его поселок гораздо меньше, да и люди живут хуже.
Село Лосево
Примером для главы Латного могло бы послужить Лосевское сельское поселение. Хотя оно почти вдвое меньше Латненского, его бюджет больше – 4,5 млн рублей! Причем районная субсидия для Лосево – всего 1,5 млн (30 % против 68 % для Латного). Выходит, смог глава Лосево изыскать где-то дополнительные доходы, хотя крупных предприятий в его поселении уже нет (животноводческое хозяйство давно развалилось) и располагается это село, в отличие от Латного, далеко от райцентра.Также чуть меньше лосевцы тратят на чиновников своей администрации – 2,3 млн. Расходы на главу, правда, такие же (700 тысяч), зато штат администрации поскромнее.
Есть в бюджете Лосевского поселения и строчка «дорожное хозяйство». На ремонт и содержание поселковых дорог в селе собираются потратить 390 тыс. рублей. Для маленького Лосево – не так уж и мало.
На работу уличного освещения в Лосево выделяется 233 тысячи рублей – почти в два раза больше, чем в Латном.
Две расположенные на территории Лосевского поселения школы – Совхозная и Лосевская – получат из бюджета соответственно 752 и 483 тысячи рублей. На Лосевский Дом культуры уйдет 173 тыс. руб (Гремколодезянский, к сожалению, находится в аварийном состоянии).
Село Семилуки
Бюджет примыкающего к райцентру села Семилуки не такой уж и маленький – 7,9 млн рублей. Из них дотация районного бюджета составляет 3,6 млн (45 %).Расходы на чиновничий аппарат в Семилукском сельском поселении также составят 2,5 млн рублей. Однако на главу из них уйдет всего 600 тысяч. Получается, из сельских руководителей Александр Мешков у нас – чуть ли не самый «дешевый».
Строчка «дорожное хозяйство» в росписи бюджета присутствует, но потратить на дороги в селе собираются неприлично мало: всего 165 тысяч. Что хорошего можно сделать на эти деньги?
Зато по расходам на благоустройство село Семилуки неожиданно опередило своих соседей – 911 тысяч рублей. Из них 300 пойдут на развитие коммунальной инфраструктуры.
На коммунальное хозяйство (ремонт водопровода) в селе запланировано 360 тысяч рублей. 1,3 млн уйдет на содержание Семилукской сельской школы. Сельский Дом культуры получит еще 1,2 млн (в том числе 500 тысяч – на зарплату персонала).
Итого
Конечно, у «нищих» бюджетов семилукских сел есть объективная причина. Главный «виновник» их маленьких доходов – Налоговый кодекс. Его статья 61 гласит, что в бюджет поселения перечисляются только налоги на имущество и землю, половина сельскохозяйственного налога и всего 10 % налога на доходы жителей. А какие у сельчан могут быть имущество и доходы? С сельской земли большие суммы тоже не соберешь – владельцы земельных долей в основном также граждане, платить много они не могут. Предприятия в «глубинке» небогаты, зачастую убыточны.
Закон разрешает селам района получать дополнительные доходы от продажи и сдачи в аренду зданий и земельных участков, но их, как правило, у администрации совсем мало (если вообще есть), да и желающих купить и арендовать их обычно не находится.
Единственная надежда сельских администраций – различные областные и федеральные программы развития, по которым можно получать многомиллионные субсидии из вышестоящих бюджетов. Но войти в эти программы довольно трудно – очередь желающих длинная, конкуренция сильная.
Другой вариант – привлекать в поселение крупные агропредприятия, благодаря которым могут резко вырасти доходы от налогов на имущество и сельхозналог. Но как это сделать, если сельское хозяйство у нас в России до сих пор находится на грани выживания?
Остается ходить «с протянутой рукой» и просить субсидии у района. Хотя пример Лосевского поселения показывает, что напрячься и изыскать «внутренние резервы» все-таки можно.
О бюджетах других поселений читайте в ближайших номерах
На фото: аварийная дорога в селе Девица вряд ли дождется ремонта; на ремонт дома культуры в Ендовище денег в бюджете нет.
"Семилукский Вестник" № 21 (132) 24-30 мая 2013
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.