Командор с тральщика
- Печать
- 04.08.2012
- Земляки
- 1704 Прочтений
- 0 Комментариев
В самые жаркие дни лета, когда большинство людей мечтают об отдыхе на воде, а именно в четвертое воскресенье июля, вся Россия отмечает одновременно День Нептуна и День Военно-Морского флота. Вот и в минувшее воскресенье от Кольцовского сквера до площади Победы прошло шествие ветеранов ВМФ. Были возложены венки к мемориалу и к памятнику Петру I. Затем праздник переместился на Адмиралтейскую площадь. Спрашиваю бывшего старшину второй статьи Владимира Тищенко:
– Были на празднике? Ведь вполне бы могли и поучаствовать в морском многоборье. Находитесь вроде в хорошей физической форме. Хорошая выправка, борода, наконец. Настоящий командор!
– Нет, отмечал праздник в домашней обстановке, в семейном кругу. По традиции рассматривали мой дембельский альбом, вспоминали друзей, с кем служил на тральщике. Знаете, какую задачу выполняла команда нашего тральщика?
– Представляю с трудом.
– Разминирование. Боевая тревога звучала постоянно. Команда в тот момент пулей выскакивала из кубрика. Промедление могло привести ко взрыву, гибели людей... Помню, в самом начале моей службы поступила радиограмма из штаба. Как потом оказалось, в сети рыболовного сейнера, ведущего промысел рыбы в Японском море, попала мина времен Великой Отечественной войны. Ее механизм, пролежавший почти тридцать лет, мог прийти в действие от любого неосторожного толчка. Рыбакам требовалась немедленная помощь. А прежде это небольшое судно надо было отыскать в бурлящем море.
– На вас какие обязанности были возложены?
– По-боевому расписанию я должен был находиться на палубе, у зенитной установки, и внимательно наблюдать в визирную колонку за обстановкой, напрягая зрение, искать корабль, подавший SОS.
– Успели?
– Прибыли как раз вовремя. Началась болтанка, судно бросало из стороны в сторону. Стоило больших усилий пришвартоваться к борту сейнера. Кран-балкой осторожно перенесли мину на тральщик, предварительно положив на палубу маты в несколько слоев. С опасным грузом отправились к полигону. И уже на специальном плотике мину опустили за борт. Ушли на безопасное расстояние.
А мину должен был уничтожить я. Надо было поймать в визирное кольцо пляшущий на волнах плотик, нажать на гашетку. Удалось попасть с первого раза. Взрыв оказался такой силы, что было слышно за много километров...
– Как попали на тральщик?
– С юношеских лет мечтал о море, о дальних походах. После окончания десятилетки отправился во Владивосток поступать в высшее военно-морское училище. Но меня постигла неудача. Хоть в училище я поступил, но вскоре отчислили – врачи нашли изъян в здоровье, проблемы со зрением. Тяжело было на душе, но с мечтой расставаться не хотел – просто не мог! Чтобы быть поближе к морю, устроился на Приморский судоремонтный завод, работал столяром в порту Находка. Здесь встретил девушку Зою из Семилук, поженились. А вскоре был призван на Тихоокеанский флот. В общем, сбылась долгожданная мечта.
– Не хотели остаться на сверхсрочную?
– Да, конечно. Но мою жену Зою тянуло на свою малую родину – в Семилуки. Не мог я пойти наперекор ее желаниям!
– Я часто навещала его на острове Русском, – рассказывает Зоя Петровна. – Этот остров тогда был закрытым, так просто туда не попадешь. Дважды чуть не оказалась под арестом. Но все обошлось, офицеры комендатуры хорошо понимали, что для нас, молодоженов, такие встречи – праздник. Не могли наглядеться друг на друга!
Кстати, остров Русский очень небольшой. Я за несколько часов обошла его целиком, от одного пирса до другого. Хорошо знала Находку, там работала заместителем начальника цеха. Когда меня арестовывали, я слезно просила отпустить. Мол, без меня производство остановится, люди без дела останутся!
– Сколько же прожили вместе с супругом?
– Более сорока лет. И надо сказать, душа в душу! Володя у меня надежный, действительно – опора в семье. Очень трудолюбивый, ответственный. Со службы на флоте осталось. Матросы на тральщике – те же минеры на суше, ошибаются только раз.
– Много лет честно трудились на производстве, – продолжает Зоя. – Выполнять свои обязанности по совести для нас было такой же потребностью, как обед в заводской столовой. И у детей старались привить такое же отношение к делу.
В минувшее воскресенье, в День Военно-Морского флота, вспоминали Дальний Восток, своих друзей. Хотелось, конечно, побывать и в Находке, и на острове Русском, встретиться с теми, с кем связаны самые удивительные и незабываемые годы жизни.
– Владимир Сергеевич, почему же здесь, в Семилуках, вы выбрали специальность плотника?
– Судьба заставила, – говорит он. – Начал возводить собственный дом. Без навыков строительных специальностей не обойтись. Ничего, осилил. Дом получился на загляденье. Вдвойне приятно, что почти все выполнено собственными руками.
Люблю бывать на Дону. Не море, конечно, но речная волна помогает вспомнить свои морские походы на тральщике. Ощущения – как тогда, в юности!..
Беседовал Александр СЕДОВ
"Семилукский Вестник" № 31 (90) август 2012
– Были на празднике? Ведь вполне бы могли и поучаствовать в морском многоборье. Находитесь вроде в хорошей физической форме. Хорошая выправка, борода, наконец. Настоящий командор!
– Нет, отмечал праздник в домашней обстановке, в семейном кругу. По традиции рассматривали мой дембельский альбом, вспоминали друзей, с кем служил на тральщике. Знаете, какую задачу выполняла команда нашего тральщика?
– Представляю с трудом.
– Разминирование. Боевая тревога звучала постоянно. Команда в тот момент пулей выскакивала из кубрика. Промедление могло привести ко взрыву, гибели людей... Помню, в самом начале моей службы поступила радиограмма из штаба. Как потом оказалось, в сети рыболовного сейнера, ведущего промысел рыбы в Японском море, попала мина времен Великой Отечественной войны. Ее механизм, пролежавший почти тридцать лет, мог прийти в действие от любого неосторожного толчка. Рыбакам требовалась немедленная помощь. А прежде это небольшое судно надо было отыскать в бурлящем море.
– На вас какие обязанности были возложены?
– По-боевому расписанию я должен был находиться на палубе, у зенитной установки, и внимательно наблюдать в визирную колонку за обстановкой, напрягая зрение, искать корабль, подавший SОS.
– Успели?
– Прибыли как раз вовремя. Началась болтанка, судно бросало из стороны в сторону. Стоило больших усилий пришвартоваться к борту сейнера. Кран-балкой осторожно перенесли мину на тральщик, предварительно положив на палубу маты в несколько слоев. С опасным грузом отправились к полигону. И уже на специальном плотике мину опустили за борт. Ушли на безопасное расстояние.
А мину должен был уничтожить я. Надо было поймать в визирное кольцо пляшущий на волнах плотик, нажать на гашетку. Удалось попасть с первого раза. Взрыв оказался такой силы, что было слышно за много километров...
– Как попали на тральщик?
– С юношеских лет мечтал о море, о дальних походах. После окончания десятилетки отправился во Владивосток поступать в высшее военно-морское училище. Но меня постигла неудача. Хоть в училище я поступил, но вскоре отчислили – врачи нашли изъян в здоровье, проблемы со зрением. Тяжело было на душе, но с мечтой расставаться не хотел – просто не мог! Чтобы быть поближе к морю, устроился на Приморский судоремонтный завод, работал столяром в порту Находка. Здесь встретил девушку Зою из Семилук, поженились. А вскоре был призван на Тихоокеанский флот. В общем, сбылась долгожданная мечта.
– Не хотели остаться на сверхсрочную?
– Да, конечно. Но мою жену Зою тянуло на свою малую родину – в Семилуки. Не мог я пойти наперекор ее желаниям!
– Я часто навещала его на острове Русском, – рассказывает Зоя Петровна. – Этот остров тогда был закрытым, так просто туда не попадешь. Дважды чуть не оказалась под арестом. Но все обошлось, офицеры комендатуры хорошо понимали, что для нас, молодоженов, такие встречи – праздник. Не могли наглядеться друг на друга!
Кстати, остров Русский очень небольшой. Я за несколько часов обошла его целиком, от одного пирса до другого. Хорошо знала Находку, там работала заместителем начальника цеха. Когда меня арестовывали, я слезно просила отпустить. Мол, без меня производство остановится, люди без дела останутся!
– Сколько же прожили вместе с супругом?
– Более сорока лет. И надо сказать, душа в душу! Володя у меня надежный, действительно – опора в семье. Очень трудолюбивый, ответственный. Со службы на флоте осталось. Матросы на тральщике – те же минеры на суше, ошибаются только раз.
– Много лет честно трудились на производстве, – продолжает Зоя. – Выполнять свои обязанности по совести для нас было такой же потребностью, как обед в заводской столовой. И у детей старались привить такое же отношение к делу.
В минувшее воскресенье, в День Военно-Морского флота, вспоминали Дальний Восток, своих друзей. Хотелось, конечно, побывать и в Находке, и на острове Русском, встретиться с теми, с кем связаны самые удивительные и незабываемые годы жизни.
– Владимир Сергеевич, почему же здесь, в Семилуках, вы выбрали специальность плотника?
– Судьба заставила, – говорит он. – Начал возводить собственный дом. Без навыков строительных специальностей не обойтись. Ничего, осилил. Дом получился на загляденье. Вдвойне приятно, что почти все выполнено собственными руками.
Люблю бывать на Дону. Не море, конечно, но речная волна помогает вспомнить свои морские походы на тральщике. Ощущения – как тогда, в юности!..
Беседовал Александр СЕДОВ
"Семилукский Вестник" № 31 (90) август 2012
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.