Люди огнеупора
- Печать
- 26.12.2011
- Земляки
- 1838 Прочтений
- 0 Комментариев
«Чернобыль» в переводе на русский - полынь-трава. Терпкая и горькая. Верно - такой горечи не видел наш народ давно. Люди, побывавшие в гуще тех событий, до сих пор вспоминают это время с содроганием.
Водитель с Семилукского огнеупорного завода Александр Ермолов был одним из первых, кто отправился на ликвидацию последствий аварии на атомной станции.
- Когда информация прозвучала по радио и телевидению, я не думал, что беда коснется и меня, - вспоминает Александр Иванович. - Но ошибся.
Через некоторое время вызвали его в военкомат. Там узнал: формируется команда. Он - в ее числе.
- Страшно было? - спрашиваю Ермолова. - Ведь отправлялись на аварию, которой еще не знало человечество.
- Волновался, конечно. Особенно когда подъезжали к Чернобылю. Постоянно стоял запах гари, трудно было дышать, сильно болела голова, - говорит Александр. - Но ко всему быстро привыкаешь.
От мрачных мыслей отвлекала работа. Выполнять ее надо было быстро. Набрал «дозу» - в отстойник. Там ликвидаторов аварии тщательно проверяли медики, если не находили признаков лучевой болезни, отправляли на отдых. Зато работало извечное русское «авось»: дозиметр у старшего группы был, но практически им не пользовались.
К счастью, большинство тех, кто там побывал, все-таки не получили критической дозы радиации и избежали серьезных болезней. Хотя длительное пребывание в Чернобыле все равно дает о себе знать.
Александр Ермолов был свидетелем еше одной трагедии - землетрясения в Армении. В Спитак он отправился в составе колонны машин с гуманитарным грузом. Семилукцы везли для пострадавших цемент, металл и многое другое, что требовалось для восстановления разрушенного до основания города.
- По существу Спитака после землетрясения не было, - вспоминает Александр Иванович. - Мы сразу же приступили к расчистке завалов. Грузили битый кирпич, искореженные груды металла в машины - и вывозили на пустырь.
Уже прибыли строители, готовые начать работу по восстановлению города. Но пока люди жили в палатках, готовили еду на кострах.
- Моей «квартирой» стала кабина машины, - говорит Александр Ермолов. - Она для меня была и кухней, и спальней, и местом для досуга. Хотя свободного времени было, конечно же, мало...
Спать в кабине для Александра уже тогда было делом привычным. Ведь Ермолов - шофер-дальнобойщик. За плечами сотни тысяч километров, «накрученных» в Белоруссии, Украине, России. Особенно трудными были рейсы в Сибирь. Запомнились трескучие сибирские морозы: температура за «бортом» (то есть вне кабины автомобиля) достигала 35-40 градусов ниже нуля.
О мастерстве и опыте Александра Ермолова знаю не понаслышке. Как-то он отправлялся в Волгоград, и я попросил его подбросить на родину - в поселок Анну. Но нам не повезло - только выехали из Воронежа, как у ермоловского супер-МАЗа заклинило колеса.
Любой водитель на его месте вызвал бы помощь, чтобы вернуться в Семилуки, пока не поздно. Но Александр не привык пасовать перед трудностями. Ремонтировал машину сам. И через два часа его мощный грузовик уже отсчитывал километры в сторону Волги. Груз доставил в назначенный срок.
- Самыми опасными и непредсказуемыми были рейсы с Урала, когда ты под завязку загружен ценным металлом, - объясняет Александр. - Тут уж смотри в оба. Остановка в безлюдном месте смерти подобна. Ехать надо, не останавливаясь. Иногда 10-12 часов беспрерывно. В общем, бывало в дороге всякое. Но всегда грузовик и его водитель возвращались из рейса без происшествий. И это - в течение двух с лишним десятков лет. Особенно трудными были последние годы, когда транспорта на дорогах стало больше в несколько раз, а их состояние оставляло желать лучшего. Но Ермолов справился. Разве это проблемы для человека, прошедшего Чернобыль и Спитак!..
Олег Филипцов, можно сказать, потомственный огнеупорщик. Десятки лет отработал в автотранспортном цехе его отец - Алексей Николаевич, имевший высшую квалификацию водителя. Последние годы на автобусе перевозил людей. К сожалению, рано ушел из жизни.
- Я окончил Семилукский техникум в начале 2000-х годов, получил специальность техника-электрика, - начал разговор Олег. - И сразу же пришел на огнеупорный. Взяли меня мастером в шамотно-обжиговый участок. Но тогда долго не задержался на заводе - уехал на заработки в Уренгой, на Север.
Условия там были, конечно, суровые. Поселок, в котором жил Олег, находится в ста километрах от Уренгоя. Места необжитые, можно сказать, дикие.
На многие километры царит белое безмолвие. Морозы доходили до - 45. Но особенно непривычной была полярная ночь. Работать было трудно.
- Но мы старались! - улыбается Олег Алексеевич. - В конце концов я все равно вернулся на огнеупорный. Хотя на заводе был кризис, люди уходили с предприятия. А тут еще трехдневка, мизерная премия...
- Не жалеете, что уехали с Севера, где та же зарплата была гораздо выше?
- Обстановка на заводе действительно была непростая, самый разгар мирового кризиса. Тем более хозяйство мне досталось хлопотное - возглавил участок тепловодоснабжения, где остро давали о себе знать те же проблемы, что и в жилищно-коммунальной сфере города. Не хватало всего и вся. Надо было выкручиваться, чтобы обеспечить водой и теплом цехи предприятия.
Отвечая на ваш вопрос, скажу: не жалею, что вернулся на огнеупорный. Вместе с коллегами надеемся, что жизнь на заводе будет улучшаться. И зарплата у нас станет выше, и не будет нервотрепки из-за того, что не хватает многого. С приходом нового руководства подвижки в этом направлении обозначились. Оно более компетентно подходит к решению многих проблем.
Надо отдать должное отделу снабжения. Сотрудники по мере возможности приобретают для нас детали, узлы, материалы. Большую помощь оказывает главный энергетик.
Да и жена Татьяна Викторовна поддержала меня. Она работает учителем начальных классов в 1-й городской школе. Так и сказала: нечего мотаться по северам, возвращайся на завод. Здесь очень нужны молодые специалисты.
- Наверное, в коллективе дают о себе знать кадровые проблемы?
- К счастью, его костяк удалось сохранить. По-прежнему здесь трудятся слесари-сантехники А. Бойко, А. Дегтярев, А. Курбатов, специалист насосной станции А. Михин. Думаю, что в силу их отличной работы зимой удастся избежать серьезных аварий.
"Семилукский Вестник" №51 2011
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.