Перечень разделов
Я б в Испании остался, да кто меня возьмет!
- Печать
- 19.10.2011
- Из жизни семилукцев
- 1829 Прочтений
- 0 Комментариев
В сентябре впервые (надеюсь, не в последний раз!) побывал в Европе. Готовиться к двухнедельным испанским каникулам мы с друзьями начали еще весной, ведь путешествовать предстояло вольными туристами. И хотя в организованном отдыхе есть свои прелести — от начала и до конца с тобой нянчится армия гидов, дальше пляжа и отельного бара он, как правило, не распространяется. Нам же хотелось большего: поездить по каталонскому побережью Испании, посмотреть, как и чем живут простые сеньоры и сеньориты.
Поймем ли друг друга? Ведь в испанском — полный ноль, на английский не рассчитывал, наивно полагая, что в этом плане их провинция не отличается от нашей. На самом деле, попробуйте обратиться на языке Шекспира и Байрона к продавцу любого семилукского да и воронежского магазина, к кассиру на вокзале, к прохожему. Ну, как? А испанцы обязательно поймут и помогут. Правда, на вопрос «дую спик инглиш?» (говорите ли вы по-английски) они скромно отвечают «литл» (немного). Но, пообщавшись, понимаешь, что это ты «литл», а они очень даже «биг». На железнодорожных и автостанциях, в торговых центрах, в метро информация по громкоговорителю звучит как минимум на двух языках — их родном и английском. Даже если ты находишься в небольшом провинциальном городке.
Первое приятное впечатление от транспорта и дорожного движения. Когда горит красный, и пешеходы, и авто ни за что не двинутся с места. Поначалу напрягало, хотелось рвануть вперед, как на родине, но сдерживался. Не из-за штрафов, а потому, что смотрят, как на идиота. Если установлен знак ограничения скорости, никто из местных гнать не будет. Перебегают и лихачат в большинстве своем туристы, чаще всего нарушители говорят на украинском и русском. Автобусы останавливаются не за тридевять земель, а там, где положено. Нет места — ждут. Ближнюю к остановке сторону опускают, чтобы могли заехать инвалиды-колясочники, для которых в салоне оборудованы специальные места. То же самое в метро, в трамваях. Везде работают кондиционеры.
Но больше всего удивило, что в городах нет пробок. Даже в почти двухмиллионной Барселоне. Не знаю, подойдет ли испанский «рецепт» нам, но проблему здесь решили так. Такси и общественный транспорт двигается строго по выделенным полосам. Легковушки — только в одну сторону. Хотите обратно? Сверните на параллельную улицу. Дороги даже на окраинах ровные, парковок нет, потому что их спрятали под землю. Вопросов о выбоинах и ямочном ремонте местные искренне не понимают, переспрашивая, что это такое. Многие добираются на работу на велосипедах, для которых тоже существуют отдельные дорожки с разметкой и светофорами. Благодаря этим и другим мерам на испанских дорогах спокойно, они редко мелькают в криминальных хрониках. Я за две недели не видел ни одного ДТП. Вернулся в Воронеж — только по дороге домой проехал три...
А еще на испанских улицах до безобразия чисто. Рука не поднимается бросить окурок, ведь урны на каждом шагу. Мощеные плиткой или камнем пешеходные дорожки (разбитых тоже не видел) не раз в течение дня подметают, утром обязательно моют мыльным раствором. Обязанность эта возложена на владельцев магазинов и офисов. Вид контейнерных площадок шокировал. После наших безобразных помоек, расточающих еще те «ароматы», они кажутся чем-то из области фантастики. Симпатичные чистенькие «корбочки», установленные на начищенных до блеска металлических основаниях — так выглядят их мусорки. Отдельная для стекла, отдельная для бумаги, для пищевых отходов и так далее. Мусоровозы снуют по улицам днем и ночью, белоснежные и без намека на дурной запах. Как-то по дороге в магазин оставил у мусорки пакет с пластиковыми бутылками — не нашел подходящей емкости. Возвращаюсь минут через пять-десять, его уже нет.
Вообще Испания радует глаз. На центральных улицах едва ли не каждое здание — памятник архитектуры. И только попробуй что-нибудь переделать, а вот своевременно реставрировать, защищать от плесени деревянные элементы — твоя святая обязанность! Правило это распространяется на всех без исключения, даже на «громкие» международные компании, которым строго-настрого запрещено переделывать фасады, даже устанавливать на них кондиционеры. Поэтому красота благополучно «дожила» до наших дней в первозданном виде. Не нравится — перебирайся в новые районы, где полно стекла и бетона. Любопытный факт. Некоторые центральные улицы Барселоны перестраивали, но исторические здания не сносили. Их разбирали и по кирпичику восстанавливали в других местах. Что-то подобное можно сказать о старых кварталах, которые есть в любом испанском городе. Там действительно полно узких улочек, на которых с трудом расходятся два человека. Но приближать их к современным градостроительным стандартам даже не думают. Это же национальное достояние!
Они — эти исторические закоулки — были центральной площадкой трехнедельного фестиваля, который ежегодно проходит в провинции Каталонии в сентябре. Называется Санта Текла, кому или чему посвящен, так и не понял. Но каждый вечер разворачивались грандиозные и непривычные нашему глазу и уху действа. Какие-то процессии в исторических костюмах, ростовые куклы, шуточные баталии, небольшие, но очень красивые пиротехнические шоу. Все это под аккомпанемент «живых» духовых оркестров, состоящих исключительно из молодежи. То там, то сям играли уличные театры. На ушах стояла в буквальном смысле вся провинция. Настолько, что на следующее утро половина офисов закрыты, а также все продуктовые магазины. В Таррагоне (что-то вроде наших Семилук), в которой мы в то время гостили, не работали даже торговые центры.
— Это же последняя неделя фестиваля! — восклицали местные, поправляя здоровье в небольших, но уютных кафешках.
.Которых полно в любом населенном пункте. Столики в основном на улице — климат позволяет. Например, в последних числах сентября днем было до плюс 30. На что живут владельцы, для меня так и осталось секретом. Общепит в Испании и в России — не одно и то же. Мы выбираемся в кафе, чтобы отметить какие-то события. Стоит это не три копейки. Испанцы в кафе едва ли не каждый вечер, не столько едят и пьют, сколько общаются. Достаточно заказать кофе, чтобы занимать столик сколько душе угодно. Одна чашка — от полутора евро (рублей 60).
Кстати, о ценах. То, что в Европе, и в Испании в частности, все дорого — это миф. Перед поездкой мне говорили, что транспорт там дорогой. Например, одна поездка на московском метро обойдется в 28 рублей. На барселонском — в 1,45 евро (около 60 рублей). Но если вы в течение 30 минут снова спуститесь в метро, второй раз по этому же билету проедете бесплатно. Цены на продукты разные. На фрукты — такие же, как у нас, или ниже, на мясо и молоко — раза в 1,5-2 выше. Бутылку отличного сухого вина можно купить за 70-80 рублей. А вот курильщикам приходится туго: самые дешевые сигареты с фильтром - около 4 евро (160 рублей!). Приобрести их можно только в специализированных табачных магазинах или в автоматах, которых мало. Поэтому курящих в Испании раз, два и обчелся.
Употребляют они не дорогие заграничные марки, а самокрутки с отечественным табаком. Попробовать их я так и не решился.
Не знаю, как здесь обстоят дела с преступностью, но, судя по магазинам, испанская «малина» буйным цветом не цветет. Некоторые торговые точки вообще не имеют дверей! Только хлипкие стеклянные витрины, основной торговый зал закрыт чем-то вроде легких жалюзи, которые наш брат разнес бы с одного удара. А их даже не пытается! Можно ночью зайти внутрь, разглядеть хорошо освещенный ассортимент, порадоваться ценам на одежду и обувь. Не удержался, купил себе отличные кожаные босоножки всего за 18 евро (около 750 рублей). У нас столько просят за кожзам. Знакомая вообще устроила себе грандиозный шопинг: набрала с десяток вещей, потратив около 220 евро (чуть больше 9 тысяч рублей). Говорит, что в Воронеже то же самое стоит втрое дороже. Плюс в Испании работает система «Такс фри». Проще говоря, если гражданин другой страны оставляет в одной торговой точке больше 100 евро, то ему возвращают налог на добавленную стоимость. С 220 евро вышло 23 с небольшим хвостиком.
Сколько зарабатывают испанцы? Как такового понятия средней зарплаты здесь нет, но методом опроса выяснил, что нижняя планка на уровне 1000 евро (40 с лишним тысяч рублей). Примерно столько в среднем получают пенсионеры, поэтому испанцы почтенного возраста жизнерадостны и улыбчивы, одеваются модно и ярко. Именно они являются завсегдатаями уличных кафе. И еще одно любопытное наблюдение. Старики весьма почтенного возраста передвигаются на инвалидных колясках с электроприводом. «Ручных» не встречал. По вечерам на улицах колясочников очень много, потому что все здания оснащены пандусами, приспособленными лифтами. Про транспорт я уже писал.
Несколько строк о сервисе для отдыхающих. Он настолько комфортен и разнообразен, что можно не один материал написать. Упомяну об одном факте. По Барселоне — жемчужине туристической Испании — курсируют двухэтажные автобусы «Bus Turistic» (Бус Туристик). Маршрутов три, охватывают всю столицу Каталонии. Напротив каждого сиденья — специальный плеер, который «рассказывает» о достопримечательностях по ходу поездки. На 10 языках, по-моему. В том числе на русском. Билет на 2 дня стоит 27 евро (1100 рублей), кататься по нему можно с 9 утра до 8 вечера. Кроме того, он дает право на хорошие скидки во многие музеи. Остановок — море. Автобусы ходят с периодичностью в 5-10 минут. Поэтому мы пользовались ими как общественным транспортом.
В общем, впечатления от поездки в Испанию незабываемые. Хотя говорят, что это не самая продвинутая и благополучная Европа. Честно признаюсь, что возвращаться на Родину не хотелось. Унылые лица в московском метро, а позже в районе центрального воронежского вокзала только усилили это ощущение. Один из моих попутчиков в сердцах воскликнул:
— Была бы возможность остаться в Испании младшим помощником младшего дворника, ни на секунду не задумывался бы!
Максим ОКОНЬ.
Фото автора.
НА СНИМКАХ: Испанский частный сектор.
газета "Семилукская ЖИЗНЬ"
Поймем ли друг друга? Ведь в испанском — полный ноль, на английский не рассчитывал, наивно полагая, что в этом плане их провинция не отличается от нашей. На самом деле, попробуйте обратиться на языке Шекспира и Байрона к продавцу любого семилукского да и воронежского магазина, к кассиру на вокзале, к прохожему. Ну, как? А испанцы обязательно поймут и помогут. Правда, на вопрос «дую спик инглиш?» (говорите ли вы по-английски) они скромно отвечают «литл» (немного). Но, пообщавшись, понимаешь, что это ты «литл», а они очень даже «биг». На железнодорожных и автостанциях, в торговых центрах, в метро информация по громкоговорителю звучит как минимум на двух языках — их родном и английском. Даже если ты находишься в небольшом провинциальном городке.
Первое приятное впечатление от транспорта и дорожного движения. Когда горит красный, и пешеходы, и авто ни за что не двинутся с места. Поначалу напрягало, хотелось рвануть вперед, как на родине, но сдерживался. Не из-за штрафов, а потому, что смотрят, как на идиота. Если установлен знак ограничения скорости, никто из местных гнать не будет. Перебегают и лихачат в большинстве своем туристы, чаще всего нарушители говорят на украинском и русском. Автобусы останавливаются не за тридевять земель, а там, где положено. Нет места — ждут. Ближнюю к остановке сторону опускают, чтобы могли заехать инвалиды-колясочники, для которых в салоне оборудованы специальные места. То же самое в метро, в трамваях. Везде работают кондиционеры.
Но больше всего удивило, что в городах нет пробок. Даже в почти двухмиллионной Барселоне. Не знаю, подойдет ли испанский «рецепт» нам, но проблему здесь решили так. Такси и общественный транспорт двигается строго по выделенным полосам. Легковушки — только в одну сторону. Хотите обратно? Сверните на параллельную улицу. Дороги даже на окраинах ровные, парковок нет, потому что их спрятали под землю. Вопросов о выбоинах и ямочном ремонте местные искренне не понимают, переспрашивая, что это такое. Многие добираются на работу на велосипедах, для которых тоже существуют отдельные дорожки с разметкой и светофорами. Благодаря этим и другим мерам на испанских дорогах спокойно, они редко мелькают в криминальных хрониках. Я за две недели не видел ни одного ДТП. Вернулся в Воронеж — только по дороге домой проехал три...
А еще на испанских улицах до безобразия чисто. Рука не поднимается бросить окурок, ведь урны на каждом шагу. Мощеные плиткой или камнем пешеходные дорожки (разбитых тоже не видел) не раз в течение дня подметают, утром обязательно моют мыльным раствором. Обязанность эта возложена на владельцев магазинов и офисов. Вид контейнерных площадок шокировал. После наших безобразных помоек, расточающих еще те «ароматы», они кажутся чем-то из области фантастики. Симпатичные чистенькие «корбочки», установленные на начищенных до блеска металлических основаниях — так выглядят их мусорки. Отдельная для стекла, отдельная для бумаги, для пищевых отходов и так далее. Мусоровозы снуют по улицам днем и ночью, белоснежные и без намека на дурной запах. Как-то по дороге в магазин оставил у мусорки пакет с пластиковыми бутылками — не нашел подходящей емкости. Возвращаюсь минут через пять-десять, его уже нет.
Вообще Испания радует глаз. На центральных улицах едва ли не каждое здание — памятник архитектуры. И только попробуй что-нибудь переделать, а вот своевременно реставрировать, защищать от плесени деревянные элементы — твоя святая обязанность! Правило это распространяется на всех без исключения, даже на «громкие» международные компании, которым строго-настрого запрещено переделывать фасады, даже устанавливать на них кондиционеры. Поэтому красота благополучно «дожила» до наших дней в первозданном виде. Не нравится — перебирайся в новые районы, где полно стекла и бетона. Любопытный факт. Некоторые центральные улицы Барселоны перестраивали, но исторические здания не сносили. Их разбирали и по кирпичику восстанавливали в других местах. Что-то подобное можно сказать о старых кварталах, которые есть в любом испанском городе. Там действительно полно узких улочек, на которых с трудом расходятся два человека. Но приближать их к современным градостроительным стандартам даже не думают. Это же национальное достояние!
Они — эти исторические закоулки — были центральной площадкой трехнедельного фестиваля, который ежегодно проходит в провинции Каталонии в сентябре. Называется Санта Текла, кому или чему посвящен, так и не понял. Но каждый вечер разворачивались грандиозные и непривычные нашему глазу и уху действа. Какие-то процессии в исторических костюмах, ростовые куклы, шуточные баталии, небольшие, но очень красивые пиротехнические шоу. Все это под аккомпанемент «живых» духовых оркестров, состоящих исключительно из молодежи. То там, то сям играли уличные театры. На ушах стояла в буквальном смысле вся провинция. Настолько, что на следующее утро половина офисов закрыты, а также все продуктовые магазины. В Таррагоне (что-то вроде наших Семилук), в которой мы в то время гостили, не работали даже торговые центры.
— Это же последняя неделя фестиваля! — восклицали местные, поправляя здоровье в небольших, но уютных кафешках.
.Которых полно в любом населенном пункте. Столики в основном на улице — климат позволяет. Например, в последних числах сентября днем было до плюс 30. На что живут владельцы, для меня так и осталось секретом. Общепит в Испании и в России — не одно и то же. Мы выбираемся в кафе, чтобы отметить какие-то события. Стоит это не три копейки. Испанцы в кафе едва ли не каждый вечер, не столько едят и пьют, сколько общаются. Достаточно заказать кофе, чтобы занимать столик сколько душе угодно. Одна чашка — от полутора евро (рублей 60).
Кстати, о ценах. То, что в Европе, и в Испании в частности, все дорого — это миф. Перед поездкой мне говорили, что транспорт там дорогой. Например, одна поездка на московском метро обойдется в 28 рублей. На барселонском — в 1,45 евро (около 60 рублей). Но если вы в течение 30 минут снова спуститесь в метро, второй раз по этому же билету проедете бесплатно. Цены на продукты разные. На фрукты — такие же, как у нас, или ниже, на мясо и молоко — раза в 1,5-2 выше. Бутылку отличного сухого вина можно купить за 70-80 рублей. А вот курильщикам приходится туго: самые дешевые сигареты с фильтром - около 4 евро (160 рублей!). Приобрести их можно только в специализированных табачных магазинах или в автоматах, которых мало. Поэтому курящих в Испании раз, два и обчелся.
Употребляют они не дорогие заграничные марки, а самокрутки с отечественным табаком. Попробовать их я так и не решился.
Не знаю, как здесь обстоят дела с преступностью, но, судя по магазинам, испанская «малина» буйным цветом не цветет. Некоторые торговые точки вообще не имеют дверей! Только хлипкие стеклянные витрины, основной торговый зал закрыт чем-то вроде легких жалюзи, которые наш брат разнес бы с одного удара. А их даже не пытается! Можно ночью зайти внутрь, разглядеть хорошо освещенный ассортимент, порадоваться ценам на одежду и обувь. Не удержался, купил себе отличные кожаные босоножки всего за 18 евро (около 750 рублей). У нас столько просят за кожзам. Знакомая вообще устроила себе грандиозный шопинг: набрала с десяток вещей, потратив около 220 евро (чуть больше 9 тысяч рублей). Говорит, что в Воронеже то же самое стоит втрое дороже. Плюс в Испании работает система «Такс фри». Проще говоря, если гражданин другой страны оставляет в одной торговой точке больше 100 евро, то ему возвращают налог на добавленную стоимость. С 220 евро вышло 23 с небольшим хвостиком.
Сколько зарабатывают испанцы? Как такового понятия средней зарплаты здесь нет, но методом опроса выяснил, что нижняя планка на уровне 1000 евро (40 с лишним тысяч рублей). Примерно столько в среднем получают пенсионеры, поэтому испанцы почтенного возраста жизнерадостны и улыбчивы, одеваются модно и ярко. Именно они являются завсегдатаями уличных кафе. И еще одно любопытное наблюдение. Старики весьма почтенного возраста передвигаются на инвалидных колясках с электроприводом. «Ручных» не встречал. По вечерам на улицах колясочников очень много, потому что все здания оснащены пандусами, приспособленными лифтами. Про транспорт я уже писал.
Несколько строк о сервисе для отдыхающих. Он настолько комфортен и разнообразен, что можно не один материал написать. Упомяну об одном факте. По Барселоне — жемчужине туристической Испании — курсируют двухэтажные автобусы «Bus Turistic» (Бус Туристик). Маршрутов три, охватывают всю столицу Каталонии. Напротив каждого сиденья — специальный плеер, который «рассказывает» о достопримечательностях по ходу поездки. На 10 языках, по-моему. В том числе на русском. Билет на 2 дня стоит 27 евро (1100 рублей), кататься по нему можно с 9 утра до 8 вечера. Кроме того, он дает право на хорошие скидки во многие музеи. Остановок — море. Автобусы ходят с периодичностью в 5-10 минут. Поэтому мы пользовались ими как общественным транспортом.
В общем, впечатления от поездки в Испанию незабываемые. Хотя говорят, что это не самая продвинутая и благополучная Европа. Честно признаюсь, что возвращаться на Родину не хотелось. Унылые лица в московском метро, а позже в районе центрального воронежского вокзала только усилили это ощущение. Один из моих попутчиков в сердцах воскликнул:
— Была бы возможность остаться в Испании младшим помощником младшего дворника, ни на секунду не задумывался бы!
Максим ОКОНЬ.
Фото автора.
НА СНИМКАХ: Испанский частный сектор.
газета "Семилукская ЖИЗНЬ"
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.