Представляем вашему вниманию материал ученицы городской средней школы №1 Кристины Кудиновой. Кристина интересуется историей Семилук, и посвятила родному городу одну из своих исследовательских работ. В которой в частности рассказала о том, когда и как возникли Семилуки, через какие испытания пришлось пройти его жителям.
История родного края корнями уходит в глубь столетий, когда на юго-восточных рубежах Киевской Руси стали создаваться сторожевые поселки и заставы. Лесостепное пространство Воронежского края издревле заселялось скифами, сарматами, здесь бывали половцы, печенеги. Осели в этих местах и славянские племена, создав восточную линию древнекиевского государства.
Древнерусский город-крепость с посадом на территории современных Семилук возник в первой четверти XII века и был связан с предшественниками казачества - бродниками - вольными землепашцами и рыболовами, бежавшими от гнета феодалов и кочевников в малозаселенные лесостепные районы Руси. В начале XII века он был захвачен степными народами, которые спокойно уживались с русским населением. Тюркское название этого поселения — Усугров («Ус» — реки, «угров» - ров, овраг), русское - Огибень. Вероятнее всего, по форме реки, несколько раз огибающей местность.
Жители городища занимались различными ремеслами, в том числе гончарными. В своем хозяйстве горожане имели крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней, занимались охотой на лисиц, куниц, бобров, ловили удочками или донками рыбу, изготавливали ювелирные изделия. А некоторые из украшений были сделаны мастерами Западной Европы и Византии.
В 1111 году к городу на Дону подошел князь Владимир Мономах и, поскольку он был захвачен половцами, поджег его. Походы русских князей в 1111 и 1116 годах согнали кочевников с этих мест. Но мирно жили недолго. Во время татаро-монгольского нашествия (1237 - 1238гг.) город на Дону был разрушен. Восстановили его в середине XIII века на другом месте, в районе нынешнего села Семилуки, которое находилось на бойком торговом пути. Кроме того, золотоордынцы навели на реке переправу, которая длительное время называлась «Сугров брод».
В 1389 году на территории села Семилуки новоизбранный московский митрополит Пимен, проплывавший по Дону, встречался с Елецким князем Юрием, владения которого кончались у села. Длительное время не было известно, где же происходила эта встреча. Разгадали тайну лишь в мае 1911 года, когда произошел обвал земли в селе Семилуки. Образовалась дыра, глубиной до трех метров. Узнав об этом, сбежались крестьяне, самые смелые стали обследовать обвал. Он оказался протяженностью в 4 метра. Просматривался сводчатый коридор с полукруглой аркой. В нем имелись маленькие ниши в виде небольших полочек. И все это было устроено в глиняной толще. Пол был гладкий и обмазанный глиной. Обмазаны так же были стены, своды и потолок в комнате. Никаких следов жизнедеятельности человека здесь не было видно. А на потолке ясно обнаруживались следы крестов - это были ритуальные помещения. Следовательно, христианство на Дону стало распространяться уже в 12-м веке.
Я узнала также, что в 1395 году воины Тамерлана уничтожили город и разогнали население. Но поселение было восстановлено полковыми казаками города Воронежа, получившими у Дона придаточную землю. Эти служивые люди поставили дома «на приезд». То есть сами жили в Воронеже, а на месте жили и работали крестьяне-бобыли. Поселок назывался деревней Семилукской. В «Дозорной книге» 1615 года московского писца Григория Киреевского сообщается, что в ней было 22 двора.
Уже в 1620 году в деревне основан Спасо-Преображенский монастырь. С тех пор она стала именоваться селом Семилуки. В 1697 году при обвале берега Дона монастырь сильно пострадал (земля под храмом осела, полопались стены, наклонилась колокольня) и в 1769 году был упразднен. Никто из монахов и не подозревал о существовании подземных пустот под селом.
Историк М. Веневитинов в своем труде «Из воронежской старины», изданном в 1887 году, писал, что 2 мая 1701 года «разрешено вырубить в бору 20 бревен сосновых на устройство парома у семилукской пустыни на Дону, на том перевозе ездят всякие служилые люди в бор на охоту и из бора для запасов, а паром сгнил, перевоз принадлежит монастырю /имеется в виду Огибеньский мужской монастырь/, а в монастырских владениях леса нет и сделать паром не из чего».