Город-Семилуки.рфгород Семилуки
Перечень разделов
Там русский дух, там Русью пахнет!
Татьяна ЛютоваТак уж получилось, что моя дочь Таня много ездит по России. Казань, Ярославль, Пермь, Санкт-Петербург, Москва, Рязань... Это далеко не полный перечень городов, в которых она побывала за последние года два. И где бы ни была - обязательно зайдёт в местные храмы. Не потому, что сильно религиозна. Просто глубоко интересуется православной культурой. Я, как отец, немного озадачен. Татьяна - кандидат технических наук. А склад ума явно гуманитарный.

Недавняя поездка в Псковскую область очень впечатлила её. И дочка решила сделать наброски для себя, на память. Я прочитал - и показалось, что и вам, дорогие земляки, будет интересно. Не судите строго - это её первый публикуемый журналистский опус. Если вам понравится - уговорю, будет рассказывать о своих поездках.


Виктор ЛЮТОВ.



Печоры - небольшой городок с населением примерно 14 тысяч человек в полутора километрах от государственной границы с Эстонией. Основной достопримечательностью и духовным центром, привлекающим сюда паломников и туристов является Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

В каждом путешествии для меня мир открывается с новой стороны. Чувствуешь себя странником на этой планете. И в то же время появляется какая-то непередаваемая защищённость. Как будто путешествие - это маленькая жизнь. И всё происходит именно так, как надо, как должно быть. А в жизни мы часто недовольны, терзаемся разными «если бы», «а вдруг»...

Душа моя давно уже побывала в Печорах вместе с авторами книг, которые я читала об этом местечке. И наступил момент, когда и я увидела воочию то, о чём читала.

В окно автобуса Псков-Печоры мелькнули купола храма. И вот я у Петровской башни над Святыми воротами монастыря. Входишь на территорию обители, и забывается мирская суета, время как будто замедляет свой ход.

Чудом Псково-Печерской обители являются Богом зданные пещеры. В них хоронят иноков монастыря практически с момента его основания. В общей сложности в пещерах похоронено около 14 тысяч монахов и мирян. Но тления здесь не происходит. Паломников в пещеры пускают исключительно с экскурсионными группами в определённое время. Понедельник и пятница - профилактические дни. Это необходимо для того, чтобы не нарушился микроклимат.

От Никольской надвратной церкви до Успенской площади ведёт живописно оформленный спуск, а называют его Кровавый путь. Это название связано с тем, что Иван Грозный в гневе своём обезглавил игумена Корнилия, затем тут же раскаявшись, пронёс окровавленное тело в Успенский храм. По преданию, гнев царя был вызван тем, что игумен Корнилий предпринял строительство мощной крепостной стены вокруг обители. В крепостных стенах Иван Васильевич усмотрел подтверждение «мятежности» монахов и заподозрил их в желании отделиться от Московии. Но только гнев, зло, зависть и прочие страсти человеческие - преходящи, а душа вечна... Игумен Корнилий был похоронен в пещерах, а затем в 1690 году нетленные мощи преподобного были перенесены в Успенский собор, где пребывают и поныне.

Келья архимандрита Иоанна (Крестьянкина) - настоящего Старца нашего времени, открыта для посещения по записи. Его келейник сам проводит туда в назначенный час паломников, которым очень нужно прикоснуться к частице духовного мира, тех, кто запутался на жизненном пути, не знает, как жить дальше и приехал в обитель с молитвой об открытии воли Божией. Только нельзя идти к святыням из праздного любопытства.

Монастырь - это, прежде всего, люди. Так считает архимандрит Тихон (Шевкунов), сегодня наместник Сретенского монастыря в Москве, а в прошлом послушник Псково-Печерской обители. Он, как мне кажется, обладает огромной энергией веры, умеет видеть в человеке - личность. Люди здесь приветливые и общительные. Готовы ответить на любой вопрос, подсказать, объяснить, просто так поделиться своими мыслями. Нет в них суетливости, присущей жителям больших городов.

Семейная пара - Надежда и Александр из Подмосковья, из города Воскресенска. Путешествуют на своей машине не первый год. Так проводят отпуск. Сын вырос. А в жизни чего-то не хватает, чего-то главного и вечного. Прожили много лет вместе. И вот почувствовали в своей жизни Бога. Обвенчались. Увидели мир с другой точки зрения. Они так молоды - им всего по 40 лет. Теперь их жизнь наполнилась новым смыслом.

Юлия - паломница, путешествует одна, поделилась своими сожалениями о врождённой застенчивости, о том, что возможно, разминулась со своей судьбой, потому что оба постеснялись заговорить...

Владислав Алексеевич - местный учитель математики, пенсионер, интереснейший человек. Разговорились. Он поведал весёлые истории из своей студенческой жизни. Его интересует вопрос - как Бог создал бесконечность? Но ведь Сам Бог и есть - Бесконечность...

Василий - так он представился, местный житель Печор, поделился, как он в детстве с мальчишками катался зимой с горы около монастырских стен, и очень верил с ребятами, что Печерские пещеры соединены с Киево-Печерской лаврой. Хотя, как знать. Точную длину дальних пещер никто не измерял.

Площадка у монастырской стены, рядом протекает ручей Каменец. И табличка «Место для кормления голубей». А на этом месте - и голуби, и чайки. Голуби садятся прямо на руку. Чайки подлетают, как ангелочки, и хватают хлеб с воздуха. Их кормит местная жительница Наталья. А место для кормления голубей основал «Великий наместник» архимандрит Алипий (Воронов). Он несколько раз предотвращал закрытие монастыря в годы гонений советской властью. Однажды даже совершил такую дерзость, какой от него никто не ожидал - бросил в огонь уже готовый указ о закрытии обители, который оставалось лишь подписать.

Службы в монастыре долгие и красивые. Начинаются с монашеского правила. После вечернего богослужения читаются акафисты. Большинство храмов - действующие. И если пожить неделю, то можно побывать на службах почти во всех монастырских храмах. Псково-Печерская обитель - единственная на территории бывшего Советского Союза - не закрывавшаяся ни на один день. Поэтому здесь сохранился непередаваемый печерский дух, сохранилось старчество. Старцы - это люди, которые исполнили заповеди Божии, своей жизнью познали волю Божию. Их молитва очень действенна.

В Сретенском храме Псково-Печерской обители благословляет и отвечает на вопросы верующих схиигумен старец Никон. Пострижение в Великую схиму подразумевает несение лишь одного послушания - молитвы. При этом второй раз меняется имя, как при пострижении в монашество. Старец Никон строг со своими подопечными. А за видимой строгостью скрывается доброе сердце. Он видимо, так себя ведёт, чтобы к нему не привязывались паломники. И так выстраиваются длинные очереди за советом и благословением.

Послушание - это понятие, на котором построена вся монастырская жизнь. Послушание - превыше поста и молитвы. Пожилая женщина Марина на Успенской площади останавливает мимо проходящих паломников и просит быстро полить розы, пока не взошло солнце. Соглашаюсь. Марина командует, что и как делать, а трое паломников поливают розы около Михайловского собора. Это мне напоминает детство, когда я и мои сёстры выполняли бабушкины наставления, работая на огороде. Самое лучшее время - когда не нужно принимать решения, а только исполнять указания старших. Тогда нет полутонов - есть хорошо и плохо. Точно знаешь, что хорошо и что плохо. А во взрослой жизни зачастую приходится выбирать из нескольких зол меньшее, потому что жизнь ставит такие задачи, которые не всегда получается решить, выполняя заповеди Божии. Гораздо важнее - с каким сердцем мы совершаем те или иные поступки. Главное - оставаться самим собой перед Богом. Перед людьми, увы, очень часто приходится, КАЗАТЬСЯ, но не получается БЫТЬ.

В Печорах жили мы в доме паломника, который разместился в бывшей воинской части, где когда-то базировался единственный в России полк Специальной разведки. Благословляется проживание на трое суток за пожертвование. А если больше - то необходимо выполнять определённое послушание. Есть обед после второй утренней службы, и ужин после вечерней службы. Нет конкретной стоимости на питание, на требы. Всё - за пожертвование.

Кроме Печор мне довелось побывать в Старом Изборске - сегодня это сельское поселение с крепостью в центре. Трудно найти более древний и более русский город нежели Изборск. Летописная история города начинается с 862 года с призвания на Русь легендарных варяжских князей. Как говорится в повести временных лет - Рюрик получил Новгород, Синеус - Белоозеро, а Трувор - Изборск.

Изборская крепость на Жеравьей горе - это и есть тот самый древний город Изборск, с которым связаны страницы нашей истории.

Крепость впечатляет своей мощью! Толстые стены, мощные башни. А рядом на высоком холме рядом с крепостью - маленькая часовенка Корсунской иконы Божией Матери. Считается, что это древняя могила изборян - участников обороны крепости в 1657 году.

Словенские ключи - природное чудо, река жизни. Множество источников, сливающихся в один ручей, впадают в Городищенское озеро. Принято считать, что их двенадцать - по числу апостолов. Возраст ключей - несколько тысяч лет. Освящают их каждый год на Светлой Седьмице в честь иконы Живоносный источник. Пока я наслаждалась журчанием ключей, подплыли к причалу два лебедя и шесть лебедят. Местный житель студент Артём рассказал удивительную вещь - каждый год у этой лебединой пары бывает шестеро детей. Очень интересно наблюдать, как лебедята учатся летать. Как только они превращаются из серых пушистиков в белых подростков, они совершают первые попытки взлететь. Взлетают, и падают на воду. А потом, когда к осени лебедята вырастают, родители их прогоняют...

митрополит Псковский и Великолукский ЕвсевийИстория древнего Пскова не может оставить равнодушным. Ведь первое летописное упоминание о Пскове датируется 903 годом. Но возник город значительно раньше. Я люблю изучать историю не только по книгам, но и «ногами», побывав в историческом месте, впитывая дух древности, задумываясь о вечности! Как хорошо, что такая возможность у меня появилась! К Псковской истории я прикоснулась лишь краешком ладони. Побывала на службе в Соборе Рождества Иоанна Предтечи, в которой участвовал митрополит Псковский и Великолукский Евсевий. И произошло это 7 июля - в день Рождества Иоанна Крестителя, в престольный праздник. Среди прихожан оказался общительный мужчина, который любопытной путешественнице поведал о своих личных впечатлениях от общения с Владыкой - это интересный человек с тонким чувством юмора. Причём он любит совершать литургию в маленьких старинных храмах. Проповедь и поздравление митрополит говорил с закрытыми глазами. Это как-то необычно и таинственно.

Я не люблю суету, не люблю групповые экскурсии, когда на произведение искусства и на Святыню выделяется пять минут. Бежишь за экскурсоводом, стараешься увидеть как можно больше, но, по сути, видишь всё лишь мельком. Информация, которая льётся большими потоками из уст экскурсоводов, не так хорошо усваивается. А знание, добытое опытом, пытливыми расспросами, врезается в память. Так вот я стараюсь прожить, пропустить через себя, прочувствовать какие-то исторические моменты или духовные подвиги Святых. Это закон жизни - то, что легко достаётся, не так ценится, как то, что досталось трудом.

Вот Псковский Кремль. Здесь никто не жил, в Кремле собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия. На территории Кремля находится Троицкий собор - главный храм Пскова и Псковской земли. Ещё в XIII веке псковский князь Довмонт призывал в трудную минуту: «Братья мужи, Псковичи! Потягните за Святую Троицу, за своё Отечество!» Во время немецкой оккупации 1941-1944гг. четвёртый по счёту собор, построенный в 1699 году был открыт и уже не закрывался. А сейчас любознательные туристы и местные жители наслаждаются эстетикой этого древнего места. Рядом продаются магнитики и сувениры - примета времени. Проводятся экскурсии для иностранных туристов. Туристы и паломники очень различаются по своему поведению и по одежде. Первые - любопытные и шумные. Щелкают фотоаппаратами и, не стесняясь, глазеют по сторонам, не обращая внимания на окружающих. Паломники ведут себя тихо, вдумчиво, сдержанно. В одежде скромны. А себя я, скорее всего, назвала бы путешественницей. У меня не так много любопытства, как у туристов, и не настолько я научилась молитвенному подвигу, чтобы назвать себя паломницей.

Церковь Николы со Усохи. Раньше здесь находилось обширное болото, называемое псковичами «усохою». С этим храмом связано предание. Когда Иван Грозный ехал по Пскову в 1570 году, колокол храма ударил так сильно, что конь царя отшатнулся в сторону. Разгневанный царь приказал снять колокол и отрубить ему язык и уши. Из ушей колокола хлынула кровь! Это заставило Ивана Грозного задуматься, и таким образом псковичей минула печальная участь новгородцев. Но это скорее всего, легенда. ...Болото давно высохло. А на скамеечках около храма удобно расположились молодые мамы и бабушки с детьми и внуками.

...Кто-то совершает большие молитвенные и аскетические подвиги, кто-то просто живёт, неся свой крест. У кого-то огромная энергия веры, которой хватает на то, чтобы светить другим. А у кого-то вера лишь с горчичное зерно. Все такие разные и интересные. И мир воспринимается целостным, гармоничным и очень разумно устроенным! Просто чувствуешь, что все мы нужны на этой земле - глупые и умные, ранимые и толстокожие, грубые и деликатные, решительные и робкие, открытые и застенчивые...

Наш русский язык богат на эпитеты. Чтобы подытожить сказанное, можно назвать мою поездку безмолвной, умиротворяющей, обновляющей...

Татьяна ЛЮТОВА.

Газета "Семилукская ЖИЗНЬ" № 78

Нет комментариев.
Добавить комментарий
Пожалуйста, авторизуйтесь для добавления комментария.
Рейтинги
Рейтинг доступен только для пользователей.

Пожалуйста, авторизуйтесь для голосования.

Нет данных для оценки.